Главная » Статьи » 1. История, культура и др. Кореи и СНГ. » 1.7 Обычаи и традиции корейцев СНГ.

1.7.12. "Дюгын нар" -- день смерти и похороны (в СНГ). ч.2.
              Ли Григорий Николаевич
              Похороны в Киргизии

  
   А вот как описывает прохождение траурных и похоронных обрядов в Киргизии Ли Герон Николаевич [4]. "...На совете родственников, друзей и соседей назначается руководитель всех похоронных мероприятий, ответственный по изготовлению гроба, выбора места захоронения, приобретения продуктов и напитков, а также ответственный по приему гостей по случаю траура. В момент смерти принимаются меры, чтобы в доме и близ него была тишина. Приглашают родственников, друзей и соседей.
   После смерти ближайшие родственники переносят умершего на широкую доску -- "чхильсонпхан", на которой сделаны семь отверстий, соответствующих семи звездам Большой Медведицы, и кладут его так, чтобы он был головой обращен на Юг. Выпрямляют руки и ноги. Обе руки кладут на живот: у мужчин левую руку наверх, у женщин правую. Жгутом перевязывают в трех местах: плечи, руки и ноги. Лицо накрывают специальной бумагой. Затем покойника отгораживают ширмой. Перед ширмой ставят маленький столик с угощеньями и водкой.
   В первые часы после смерти совершают обряд хонъ бурунда, т.е. информируют о смерти трех духов. Один из родственников снимает с умершего рубашку или халат и забирается на крышу дома. Рубашку берет левой рукой сверху, а правой снизу. Стоя лицом в сторону Севера три раза произносит фамилию, имя, адрес, слова Пок! Пок! Пок! Первый раз произносит, обращаясь к небу, второй раз -- земле, третий раз, обращаясь к воздуху. В зависимости от местности, вызов духа отличается. Смысл вызова духа имеет разные трактовки: с целью избавления от духа умершего или чтобы душа не вернулась, или чтобы оглянулась назад и забрала свои вещи, а также считали сообщение духом о возвращении к первоначальным истокам.
   После вызова духа совершается обряд кормления легендарного льва -- "садьябаб". Накладываются три чашки риса, наливается три рюмки водки, три штуки рыбы (минтая), три пары соломенной обуви и металлические монеты и все выставляется возле ворот. Легенда говорит о том, что Емрадяванн просил льва спасти жизнь человека, попавшего в трудное положение, поэтому "садьябаб" -- это благодарная пища легендарному льву, чтобы он благополучно сопровождал покойника снова туда, откуда он появился на нашу землю.
   Гроб изготовляется из ценных пород дерева. По просьбе родителей дети заранее готовят материал для гроба в форме четырехугольника с несколько скошенными торцевыми стенками. Его покрывают черным лаком, а внутри выстилают шелком; бедные люди красили черной краской и оклеивали бумагой.
   На второй день после смерти покойника обмывают специально приготовленной водой с отварами различных трав. Тщательно расчесывают волосы на голове, стригут ногти на руках и на ногах, собирают их в отдельно приготовленные мешочки: для волос, для ногтей с двух рук и двух ног. Их кладут на дно гроба. Затем надевают на покойника одежду. При этом пуговицы на костюмах застегиваются в обратную сторону. Покойника помещают в гроб на "чхильсонпхан". Перевязывают в трех местах: выше грудной клетки, руки и ноги. Пустые места в гробу заполняются одеждой покойника. Крышка гроба закрывается герметически и замазывается воском и лаком. При совершения траурного обряда утром, в обед и вечером совершают поминки на установленных перед гробом столиках. Родные и близкие постоянно оплакивают покойника, выражая скорбь в связи с невосполнимой утратой члена семьи.
   В числе похоронных обрядов большое внимание уделяется написанию погребальной надписи "мёньчжон". В нем указывается общественное положение покойника и "пон". Если покойник был ученым или крупным руководителем, то в нем записывается звание и должность. Использование "мёнъчжон" придает траурным мероприятиям особую национальную окраску. Она пишется на красном материале белой краской, а слоги размещаются сверху вниз. До выноса покойника из дома она накидывается на ширму перед гробом. При выносе несут впереди траурной процессии, а на кладбище ею накрывают крышку гроба. Правильно организованный траурно-торжественный обряд надолго остается в памяти людей, служит примером почтительного отношения детей к своим родителям и ближайшим родственникам...".
   Как мы видим описание похорон и ритуалов имеет некоторое различие, но как мы не раз уже говорили. Важна искренность, а не точность соблюдения ритуала.
  
   Похороны по-корейски в современное время
     
   Данный раздел написан на базе материалов, изложенных известным свовременным корееведом Андреем Ланьковым [3], который некоторое время жил и работал в Корее. Описаны траурные церемонии, соблюдаемые в настоящее время с небольшими отступлениями в историю. В старой Корее конфуцианская традиция придавала похоронному обряду огромное значение и регламентировала его с необычайной тщательностью. В XV веке траурные церемонии были канонизированы, и за их исполнением следили специальные чиновники из Палаты обрядов. За невыполнение или неправильное исполнение траурных церемоний янбана могли наказать.
   Все старинные предписания также исходили из того, что похоронные обряды будут проходить в доме покойного. В наши дни соблюдать такие обряды стало непросто, особенно для тех, кто живет в отдельных квартирах высотного дома, поэтому организацию ритуалов в крупных городах все чаще берет на себя похоронное бюро. Как же все-таки проходят корейские похороны в Корее? Сначала тело умершего накрывают с головой одеялом и оставляют в одной из комнат дома (или в специальном "траурном" помещении больницы), отгородив ширмой.
   Перед ней ставится жертвенный столик с большой фотографией покойного. Это -- сравнительно новый обычай (раньше вместо портрета использовалась просто дощечка с именем усопшего. Если умерший человек находился в больнице, поклоны делали портрету или дощечке с именем, которые остаются дома после похорон).
   На портрете принято закреплять одну или две траурные ленточки черного цвета, которые располагаются в его верхних углах наискосок. Это -- тоже западное влияние, ведь в старой Корее цветом траура был белый, а не черный. На столике находится обычно курильница для благовоний, а также пара свечей и посуда с жертвенной пищей.
   Всеми похоронными обрядами, как считается, руководит "старший по трауру -- аЭ -- санъчжу", обычно ближайший родственник покойного (хотя по обычаю должен -- старший сын). Однако на практике он, как правило, больше всех убит горем и поэтому он не может толком решать практические вопросы и следить за соблюдением сложных ритуальных правил, которые, хотя и стали сейчас проще, чем век назад, но всё равно остаются весьма запутанными. Поэтому для практического руководства похоронными обрядами назначается распорядитель, которым может быть кто-нибудь из родственников или друзей семьи, желательно -- имеющий некоторый опыт в этом невеселом деле.
   На следующий день после смерти, покойника обмывают и укладывают в гроб, который опять устанавливается за ширмой. Головой по возможности на север. В это же время изготовляется "мёнъчжон", своего рода траурное знамя, которое несут перед погребальной процессией. Оно представляет собой длинное полотнище красного цвета размером примерно 1х2 м. На нем белыми или желтыми иероглифами пишется фамилия и клан "пон" покойника. Как правило, тело умершего человека находится в его доме или в больнице в течение трех дней. В это время друзья, родственники и сослуживцы покойного могут посетить находящийся в трауре дом и выразить свои соболезнования. Как и в старые времена гостей, приходящих выразить соболезнование, встречают сыновья покойного. Гости часто приносят палочки благовоний, которые возжигают на столе перед портретом. В последнее время, под влиянием западных обычаев, гости всё чаще стали приносить и цветы. После поклона, совершаемого перед ширмой вместе с сыновьями покойного, гости выходят в другое помещение, где стоит стол с выпивкой и закуской.
   Как и в старые времена, на похороны следует обязательно приносить деньги. Сумма может быть очень разной, но сейчас считается нормальным, когда не очень близкие друзья покойного приносят примерно по 30-40 тыс. вон ($30-40) каждый. Близкие люди, конечно, вручают большие суммы. Деньги передаются в конверте, в который вкладывается записка с указанием имени, адреса дарителя и размера подносимой суммы. Для тех, кто не был особо близок с покойным, не возбраняется просто переслать конверт через знакомых.
   В настоящее время традиционная траурная одежда из некрашеного холста, ношение которой еще в 1960-е годы было прямо запрещено властями, окончательно вышла из употребления. Ей на смену пришел черный костюм с черным галстуком, по западному образцу. Только на голове у членов семьи в то время, когда они принимают соболезнование, может быть традиционный холщовый головной убор.
   В старой традиционной Корее от момента смерти до похорон могло проходить немало времени. В дворянских семьях день погребения выбирали с помощью гадателя, и порою, похороны проходили спустя несколько месяцев после смерти. В семьях победнее похороны проводились на 5, 7, 9 день. В настоящее время наибольшей популярностью пользуется укороченный "трехдневный" вариант, при котором погребение происходит через три дня (если считать первым днем сам день смерти, то -- на четвертый день). Впрочем, похороны могут состояться и раньше, а могут быть и несколько отсрочены.
   Перед выездом на кладбище в доме проводится "церемония вечного прощания", которая сопровождается поднесением жертвенной пищи -- фруктов и вина. После этого похоронная процессия отправляется на кладбище. В старой Корее кладбище обычно находилось недалеко от дома, хотя и тогда дворян часто хоронили на немалом удалении от места службы. Доставляла гроб до могилы специальная похоронная процессия. Впереди процессии несли табличку с именем покойного (в последние десятилетия ее заменила фотография), затем шел человек с траурным стягом "мёнчжон", на котором были написаны фамилия и клан "пой" умершего. Далее несли гроб, установленный на носилки-катафалк, за носилками с гробом шествовал старший в трауре родственник (обычно -- старший сын), далее -- другие родственники в порядке степени траура (эта степень отражала близость родства с покойным) и, наконец, гости.
   В наше время подобную процессию можно увидеть разве что в маленьких деревнях, горожане же хоронят своих мертвых на большом расстоянии от дома и к месту похорон едут на автобусе, хотя при посадке в машину и высадке из нее иногда пытаются по возможности соблюдать старый порядок шествия.
   Во времена династии Ли, да и позднее (в деревнях, вплоть до середины семидесятых годов) женщины не могли участвовать в похоронных процессиях, однако сейчас этот запрет больше не соблюдается. В последние годы в Корее появились кладбища хорошо знакомого нашим читателям типа -- большие, с рядами могил, однако их по-прежнему мало. В 1980 г. в Корее было зарегистрировано 17 миллионов могил, но только 2 млн. 970 тыс. из них располагались на крупных кладбищах. Большинство корейцев предпочитают хоронить своих близких в одиночных или парных могилах, либо же, иногда, на небольших традиционных родовых кладбищах, которые располагаются в горах. Такое кладбище, в котором редко насчитывается более десятка захоронений, находится там, где порекомендовал расположить его гадатель-геомант. Традиционные представления о геомантии сохраняют немалое влияние и в наши дни. В середине 1980-х гг. с утверждением, что "правильное с геомантической точки зрения расположение могилы является проявлением сыновней почтительности" согласились 43,9% опрошенных людей, в то время как категорическое несогласие с ним выразили только 20,3%.
   В наше время, выбранное для могилы место, может располагаться на весьма большом удалении от города, так что путь до него часто занимает много часов. Родственники и друзья покойного утром садятся в специальный автобус, который и отправляется к месту похорон. Организацию поездки, равно как и подготовку могилы, берет на себя похоронное бюро. Могилу обычно роют заранее, и к приезду автобуса она уже готова. Она располагается на горном склоне, на котором предварительно очищают от леса и кустарника небольшой участок. Потом на расчищенном участке выкапывают яму глубиной около полутора метров. Гроб опускают в яму и на его крышку кладут траурный стяг " мёнчжон" с указанием фамилии и клана покойного. После этого могилу засыпают землей.
   Сверху над могилой устанавливают невысокий, не более метра, овальный курган. Захоронения супругов обычно бывают парными, причем женщина хоронится справа, а мужчина -- слева (традиционное для Дальнего Востока представление о том, что левая сторона более почетна, чем правая). Многие могилы представляют собой просто холмик, расположенный на склоне горы, на небольшой площадке, очищенной от леса и кустарника. Однако зачастую на могилах могут устанавливаться и дополнительные сооружения -- стелы и каменные жертвенные столы. После того, как могила засыпана землей, перед ней устраивается жертвоприношение.
   Христиане, которые сейчас составляют заметную часть населения страны, считают этот обряд языческим и не проводят его. Вместо жертвоприношения они совершают молебен. Кроме того, у христиан похоронам предшествуют церковные обряды. Впрочем, в отношении к жертвоприношениям среди корейских христиан единства нет. Хотя почти все корейские церкви согласны с тем, что это -- язычество и идолопоклонство, многие из них готовы идти на компромисс и считают допустимым участие верующего христианина в традиционных обрядах (при условии, что это участие не будет слишком уж активным).
   За похоронами следует период траура. В старые времена трауру в конфуцианских странах придавалось особое значение. Поведение находящегося в трауре человека строго регламентировалось и обставлялось разнообразными запретами. В течение всего времени траура следовало носить специальную одежду из простого небеленого холста. Цвет этой одежды -- белый или, скорее, серовато-белый, так что на протяжении веков именно белое, а не черное, было на Дальнем Востоке символом траура. В старину продолжительность траура жестко определялась конфуцианскими ритуальными предписаниями и зависела от степени родства с умершим человеком.
   Наиболее продолжительный траур носил старший ближайший потомок покойного -- старший сын или, если его не было, старший внук, который вместе со своей женой находился в трауре 3 года. В 60-е годы правила траура были упрощены, а срок пребывания в трауре -- резко сокращен, так как военное правительство рассматривало продолжительный траур и сопровождавшие его жертвоприношения как разорительные мероприятия, противоречащие тогдашней политике поощрения сбережений. В настоящее время, в соответствии с корейскими законами, продолжительность траура по родителям ограничена 100 днями, но наиболее распространенным является 49-дневный траур (таковой была продолжительность траура в буддийской традиции). В течение этого периода родственники умершего должны воздерживаться от всяческих увеселений.
   Регулярное ношение традиционной траурной одежды прямо запрещено нынешним законом (хотя непосредственно на похоронах ее иногда надевают), но по новой традиции женщины в течение срока траура носят ленточку из холста в прическе или, реже, на одежде, а мужчины прикрепляют такую же ленточку к пиджаку. Корейцы же СНГ, скорее всего, на мой взгляд, еще долго будут нести именно трехлетний траур.
  
   Похороны по-корейски в прошлом
  
   А вот как описывает траурные обряды в прошлом, середине XIX в и начале XX в. Ионова Ю.В. [1]. Ниже описаны лишь выдержки из ее книги, с моими комментариями. Желапющим подробнее ознакомиться с книгой, советую взять ее в библиотеке и прочитать. Но даже эти выдержки дают нам картину, насколько разнились обычаи и обряды, пока в XV в. они не были канонизированы в соответствие с Конфуцианскими нормами о почитании предков.
   "... В Корее соблюдалось несколько форм захоронений: наземное, воздушное, погребение в землю и кремация. Кремации подвергали в основном монахов буддистов... В высших слоях корейского общества совершались сложные погребальные обряды. Янбанам предписывалось совершать в честь родителей сложные, погребальные, траурные и поминальные обряды, которые были разработаны в виде специальных трактатов. Нарушителей нередко наказывали, за этим следила Палата обрядов. На неграмотных крестьян это не распространялось, но они, подражая янбанам, стремились оказать максимум почести умершему. В то же время в деревнях к умершему относились как к чему-то нечистому и после смерти держали за селением, в специальных помещениях -- тока.
   Среди самых бедных слоев населения наблюдалась древняя форма наземного захоронения -- выбрасывание покойника близ полей за селением, где их потом часто обгладывали собаки. Труп предварительно перевязывали в семи местах, а сверху плотно прикрывали соломой. Эта практика сохранялась, нам это трудно представить, вплоть до конца XIX в.; об этом писали русский путешественник В.П. Карнеев и П.А. Дмитриевский.
   А.В. Серошевский писал, что в окрестностях города Кюнъанъ (совр. Северная Чолла), практиковалось выбрасывание мертвеца прямо во двор под соломенный навес, что несомненно являлось пережитком древних погребальных обычаев. При этом этот архаический обряд совершался без жертвоприношений и оплакивания покойника. Такая практика была в Северной Маньчжурии и в Монголии. Монголы выносили умерших в степь и предоставляли их на съедение собакам или хищникам. И это происходило не тысячи лет тому назад, а в конце XIX в. Древний обычай захоронения остался в похоронных обрядах детей и неженатых мужчин, холостых людей (по корейским нормам они не считаются взрослыми). Это согласуется с теми суевериями, которых придерживаются корейцы СНГ.
   ...Ребенка и неженатого хоронили без всяких обрядов. Труп заворачивали в то постельное белье, на котором он спал, покрывали рисовой соломой и хоронили. Считалось, что дети, а также взрослые, не имевшие социального статуса и находившиеся на самой низшей его ступени (неженатые, рабы, мясники, сапожники, гробовщики, палачи и другие лица презираемых профессий), после смерти исчезают бесследно, их "душа" не витает среди живущих и не влияет на их судьбы. Корейцы СНГ, не принявшие христианство, в основной своей массе, я думаю, придерживаются подобных взглядов, внушенных нам нашими родителями.
   В конце концов, Конфуцианские нормы предписывали погребение умершего в землю и тщательное соблюдение погребальных и траурных обрядов. ...Когда в доме находился умирающий, то принимались все меры, чтобы в доме и близ его была полная тишина. Приглашали родственников и друзей. Ближайшие родственники, обычно сыновья, переносили умирающего на широкую доску -- чхильсонпхан, на котором были сделаны семь отверстий, соответствующие семи звездам в созвездии Большой Медведицы, и клали его так, чтобы он был обращен лицом на Юг.
   Иногда в ногах умирающего ставили кувшин с морской водой, а на него помещали блюдо с золой и покрывали его решетом. Сразу после смерти человека решето поднимали и осматривали. Если в ней образовывались трещины, напоминающие следы человека, то решали, что умерший возродится вновь в человеческом образе, если же в золе были длинные трещины, то считали, что он переродится в змею или другое пресмыкающееся. Сразу после смерти рот и ноздри умершего прикрывали ватой.... Таким образом, пытались задержать душу в теле, так как верили, что душа остается в нем. Есть надежда, что человек будет жить.
   Когда умирал отец, то около тела собирались все члены семьи и начинали его оплакивать. Мужчины занимали места справа в зависимости от возраста, а женщины -- слева... В первый час после смерти совершался обряд "чхохон" -- вызов духа; один из родственников или слуга снимал с умершего халат и с ним забирался на крышу дома. Корейцы СНГ этот обряд называют "хон пуроясында". Там, стоя лицом на север, он взмахивал халатом и громко три раза произносил имя покойного, таким образом, оповещая духов о смерти, а затем спускался вниз и накрывал этой одеждой покойного.... В комнату, где лежал умерший, вносили три чашки риса, три чаши рисовой водки сули, три пары соломенных сандалий, три куска бумажной ткани и плащ... Это было подношение духам...
   Крестьяне во время похорон ставили у порога дома, или на перекрестке дорог, или у ближайшего холма три чаши с рисом и три пары сандалий...
   В высших слоях общества посмертное существование человека представлялось в образе трех духов: обитающего на Небе, среди живущих, и под землей.
   В первый день после кончины труп омывали ароматной водой, тщательно расчесывали волосы и подстригали ногти на руках и на ногах. Вычесанные волосы и срезанные ногти собирали в особые мешочки и клали на дно гроба. После покойника ничего нельзя было оставлять -- считалось, что умерший обязательно вернется за своей вещью и его приход принесет несчастье.
   Покойного переодевали в заранее приготовленный погребальный костюм. Причем погребальная одежда запахивалась в противоположную сторону, чем при жизни. Плечо, руки и ноги перевязывали тремя повязками -- самтом....
   Первые три дня родственники не должны покидать умершего, а обязаны непрерывно плакать и причитать. Плакали по очереди, иногда нанимали плакальщиц. Дети умершего (сын, дочь, сноха) почти ничего не ели. Первые три дня ничего не готовили -- еду приносили соседи (к сожалению, на каком-то этапе этот обряд видоизменился, и теперь убитые горем родственники должны кормить приходящих на соболезнование гостей).
   В крестьянских семьях гроб изготовляли из широких и толстых сосновых досок, вытесанных из цельного дерева. В высших слоях его делали их четырех досок. Его покрывали черным лаком, а внутри выстилали шелком; бедняки красили гроб черной краской и оклеивали бумагой.
   На третий день тело помешали в гроб. Ближайшие родственники облекались в траурную одежду... Прежде чем положить тело в гроб, распускали временно все повязки на одежде -- не вернется ли жизнь? Затем тело помешали в гроб на "семизвездную доску" - чхильсонпхан и накрывали двумя покрывалами, называвшихся "небесными". Крышка гроба закрывалась герметически и замазывалась воском и лаком (вот почему янбаны могли хоронить умершего спустя несколько месяцев). Когда закрывали крышку, родственники и друзья совершали жертвоприношения и молились о благополучии умершего.
   Бедные семьи хоронили без гроба: умерших помещали на "семизвездную доску", семь раз перевязывали веревками, заворачивали в соломенный мат и березовую кору.
   Вынос гроба происходил в нечетные дни -- на 3, 5, 7, 9. Лучшим считался 9-й день. Янбаны, как правило, хоронили спустя три месяца. О дне выноса на двери дома наклеивали оповещение. Все это время гроб стоял во дворе в изготовленной для него беседке. В соответствующее время у гроба ставили завтрак, обед, ужин, любимые покойником плоды и цветы. По утрам приносили таз с чистой водой и полотенце. Перед выносом гроба совершали обряд поминовения... После выноса покойного совершали обряд изгнания злого духа - чипкасита.
   Место для могилы выбиралось с особой тщательностью, т.к. удачный выбор обеспечивал счастье и процветанье живущим. Этим занимался специальный человек геомант -- пхунъсу. У корейцев СНГ это не делается в связи с том, что кладбища общие и места нельзя выбирать.
   Рытье могилы сопровождалось различными церемониями. Прежде всего, с северной стороны ставили плоский камень, который считался вместилищем хозяина земли -- тхочу или духа хранителя могилы (у корейцев СНГ аналогом служит небольшой выступ могилы -- площадка для обрядов, с которого начинается поминки).
   Утром, в день, предназначенный для рытья могилы, руководитель траурной церемонии санъчжу отправлялся на могилу и, втыкая в участок ветки от семилетнего сливового дерева, обозначал место: одну втыкал у изголовья, другую -- в середину и третью -- в ноги. Остальные четыре -- по краям очерченной могилы. У центральной ветви ставили посуду с едой, чаши с рисом и водкой сули. Затем санъчжу становился на колени у обозначенной могилы и заливался горькими слезами и двукратно бил поклоны. Только после начинали рыть могилу. Присутствующие родственники подходили к столу, поставленному у тхочу, преклоняли колени, лили воду на землю, жгли специальную траву и отвешивали несчетное число поклонов.
   Вынос гроба на могилу совершался в "счастливый", указанный геомантом день и час, часто ночью. На крышку гроба, покрытого черной, синей или красной тканью, клали шляпу и флаг с именем и титулами умершего. Покойника выносили головой вперед. Когда переступали порог, считавшегося шеей духа дома, то совершали жертвоприношение. Вся женская половина выходила на порог и присоединялась к плачущим. Впереди гроба несли "мёнчжон"", чем больше их было, тем считалось почетнее. Женщин, рабов, слуг хоронили в те времена без него. Впереди процессии шли ряженные -- панъсанъси, одетые в звериные шкуры и с масками на лице, они встречаются и в наше время. Маски предназначались для устрашения злых духов и затем сжигались. За ним везли изображение лошадей, их позже сжигали на могиле, чтобы обеспечить транспортом в потусторонний мир.
   Впереди гроба несли носилки с платьем покойного или коробкой хонпэк (<1) -- символическим заместителем умершего. В конце кортежа следовали сыновья и близкие покойного. Женщины никогда не участвовали в главной процессии. По обеим сторонам двигались факельщики (если хоронили ночью), одновременно исполнялись похоронные песни.... На кладбище носильщики ставили гроб на циновки с южной стороны, чтобы лицо покойного, было направлено на север. Иногда, чтобы обмануть злых духов, использовали второй гроб, конечно, позволить такое могли только янбаны.
   Ряженные крутились у могилы и отпугивали злых духов. Санъчжу и родственники в исступленном горе бились о землю и с причитаниями обращались к умершему. Плач прекращался во время спуска гроба, а затем возобновлялся с новой силой, когда гроб покрывал траурный стяг.
   Затем санъчжу совершал поклонение перед тхочу, у которого стояли блюда с яствами, плодами и водкой. Он брал от каждого блюда три ложки и с поклонами зарывал в землю. Во время погребения били барабаны и гонги. Над могилой насыпали обычно круглый холм, размеры которого зависели от ранга умершего. Знатные янбаны ставили каменные обелиски, скульптурные изображения людей и зверей.
   Все возвращались домой, где встречал опередивший их санъчжу. Всех угощали, после чего все расходились по домам. По истечении трех лет ящик с одеждой умершего или коробку с хонпэк сжигали и заменяли поминальной табличкой синджу (ЮЭ). После поминания умерших в четвертом поколении их поминальные зарывали в землю. Поминальные таблички тщательно оберегались. Похищение, порча строго наказывались, вплоть до смертной казни....
   Первые поминки совершали на следующий день после похорон перед хонпэк, дальше каждые десять дней и на новое полнолуние. Кроме того, поминки происходили в день смерти и в день рождения предка. На поминальной церемонии должны были присутствовать все родственники....
   На большом жертвенном столе, поставленном у северной стены комнаты, ставили ящик с поминальной табличкой.... В полночь все домашние мылись и переодевались в чистое. Затем подходили к жертвенному столу, кланялись и открывали ящичек с поминальной табличкой. Во время церемонии размещались по степени родства....
   Обряд поминовения состоял из нескольких ритуалов: первый, так называемый "сошествие духа" заключался в том, что родственники перед поминальной табличкой зажигали курительные свечи. Считалось, что с этого момента дух умершего принимает все обращения к нему. Распорядитель поминок отбивал три с половиной поклона и подносил чашу с рисовой водкой, а также чашу с рисом, в который втыкал вилку.
   "Вторичное подношение" рисовой водки сопровождалось чтением молитв, после чего жертвоприношения отгораживались ширмой и все удалялись в другую комнату. В это время, как полагали, дух вкушал предложенную ему пищу.
   Минут через десять все возвращались к табличке и в чашу доливали рисовую водку -- это являлось "конечным подношением". Затем происходило "расставание с духом": молитвенные тексты сжигались, угощение убиралось. Все удалялись в особое помещение, где начиналось пиршество. Старший отпивал из чаши вино, затем передавал ее следующему родственнику по старшинству. После чего каждому подавали отдельный столик. В народе поминки носили несколько иной характер...
   Согласно Конфуцианским нормам предписывался длительный траур. Период оплакивания в зависимости от степени близости длился от трех месяцев до трех лет. По родителям и по супругу обязательно соблюдался глубокий трехлетний траур. В это время детям нельзя было заниматься трудом, ходить в гости, принимать посетителей, убивать животных. Во время траура не стригли волос и бород, не ели мяса, рыбы, чеснока. Люди, находящиеся в трауре, считались как бы умершими для мирских дел и удовольствий. Жены на это время покидали мужей, а дети, рожденные во время траура по родителям, считались незаконными, происхождение их позорно, их даже можно было продать в рабство. В этот период не справляли свадеб. С человеком, находящимся в трауре и носящим соломенную шляпу, никто не разговаривал. Он считался ответственным за смерть родителей и не мог ни на кого смотреть....".


Источник: http://world.lib.ru/k/kim_o_i/a11.shtml
Категория: 1.7 Обычаи и традиции корейцев СНГ. | Добавил: Vlad (18.11.2008)
Просмотров: 8250 | Рейтинг: 2.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]