Главная » Статьи » 1. История, культура и др. Кореи и СНГ. » Статьи - Разное о Корее и корейцах

Культура и искусство
Корейский образ жизни
Принято считать, что первые люди начали заселять Корейский полуостров в период палеолита примерно 40-50 тыс. лет назад, однако еще нуждается в подтверждении тот факт, что именно они были этническими предками современных корейцев. Некоторые первобытные люди периода палеолита жили в горных пещерах, другие же строили жилища на равнинной местности. Основными занятиями были охота, рыболовство, а также сбор фруктов и съедобных кореньев.

В период неолита люди появились в Корее около 4000 г. до н. э., а многочисленные свидетельства их обитания в регионе, относящиеся к 3000 г. до н. э., были обнаружены по всему полуострову.
Считается, что люди неолита сформировали этническую группу корейского народа. Люди неолита сначала селились на морском побережье и по берегам рек, а затем продвигались в глубь полуострова. Море являлось основным источником пищи. Для ловли рыбы и съедобных моллюсков использовались сети, крючки и лески. Наконечники стрел и копий, найденные в местах неолитических стоянок, свидетельствуют о том, что люди неолита также промышляли охотой.
Позднее они начали заниматься земледелием, используя для этого каменные мотыги, серпы и жернова.

Рис начали возделывать в бронзовом веке, который длился в Корее примерно до 400 г. до н. э. По мере того как сельское хозяйство становилось основным занятием, формировались деревни, и появилась верховная власть и верховный правитель. Были созданы законы для управления сформировавшимися общинами. В Кочосоне (2333 г. до н. э.-194 г. до н. э.) был введен в действие кодекс законов, состоявший из 8 статей, но нам сегодня известны только три. Первая из этих статей гласит, что любой, кто убьет другого человека, должен быть немедленно убит сам. Во второй статье говорится, что тот, кто нанес раны другому человеку, должен заплатить компенсацию зерном. И, наконец, в третьей статье речь идет о том, что тот, кто украдет собственность другого человека, должен стать слугой пострадавшего.

Традиционные корейские жилища сохраняли относительно неизменный вид, начиная с эпохи Трех государств и до конца правления династии Чосон (1392- 1910).

На севере страны в домах использовали ондоль, уникальную корейскую систему обогрева жилища, которая располагалась непосредственно под полом. По дымоходам, проложенным под полом, проходил дым и теплый воздух. На более теплом юге ондоль использовался наряду с деревянными полами. Основным строительным материалом были глина и древесина. Черную рифленую черепицу кива для покрытия крыши изготавливали обычно из красной глины. В наши дни резиденция президента страны называется Чхонвадэ, или Голубой дом, из-за черепицы голубого цвета, покрывающей крышу.

При строительстве традиционных домов применялись не металлические гвозди, а деревянные штифты. Дома представителей высшего класса, обнесенные стеной-оградой, состояли из нескольких отдельных помещений. В одном из них размещались женщины и дети, другое предназначалось для хозяина дома и гостей, а в третьем жили слуги. За домом строился семейный алтарь. Иногда перед домом с внешней стороны ограды делали пруд, в котором цвели лотосы. Форма корейских домов на более теплом юге отличалась от жилых строений в холодных северных районах. Простые дома прямоугольной планировки, состоящие из кухни и двух комнат по обе стороны кухни, в южных районах имели вид буквы Г, а на севере принимали П-образную или квадратную форму с внутренним двориком в центре.

С конца 60-х гг. корейское жилище стремительно меняет свой вид в связи со строительством многоквартирных домов. Начиная с 70-х годов, многоэтажные жилые здания выросли по всей стране.

Корейцы ткали холст из пеньки и маранты и разводили тутовый шелкопряд для изготовления шелка. В период Трех государств основными компонентами мужской одежды были чогори (рубашка), пачжи (брюки) и турумаги (разновидность халата), а также шляпа, ремень и туфли. Женщины носили чогори (короткая блуза) с двумя длинными лентами, которые завязывались бантом откорым, длинную юбку с высокой талией чхима, турумаги, а также белые хлопчатобумажные носки посон и тапочки с загнутыми носками. Этот национальный костюм, который называется ханбок, как мужской, так и женский, через столетия дошел до нас с небольшими изменениями, которые коснулись длины чогори и чхима.

Одежда западного образца получила распространение в Республике Корея после Корейской войны (1950- 1953). В период бурного процесса индустриализации страны в 1960-1970-х годах ханбок стали носить значительно реже, так как традиционный костюм считался неподходящим для повседневной жизни. Однако в последнее время сторонники традиционной одежды ведут в стране кампанию по возрождению ханбок, и были созданы упрощенные современные модели корейского костюма.

Традиционную одежду ханбок надевают обычно в торжественных случаях, таких как празднование Нового года по лунному календарю, Чхусок (Праздник урожая) и семейные торжества, например, в день шестидесятилетнего юбилея Хвангап.

Из трех основных составляющих повседневной жизни – жилище, одежда и питание – последнее претерпело наиболее значительные изменения. Рис все еще остается основным продуктом питания для большинства корейцев, но многие представители молодого поколения отдают предпочтение европейской кухне.

Традиционная корейская трапеза считается не полной без кимчхи. Так называется смесь из различных маринованных овощей, таких как китайский кочанный салат, редька, огурцы, зеленый лук. Некоторые виды кимчхи довольно острые, так как содержат большое количество молотого красного перца, другие же приготовлены без красного перца или с добавлением ароматного маринада. Но в кимчхи всегда используется чеснок.

В конце ноября или в начале декабря корейские семьи заняты кимчжан, т.е. заготовкой кимчхи на долгую зиму. Еще несколько десятилетий назад кимчхи, которую заготавливали на всю зиму, хранили в подвалах домов в больших сосудах, сохранявших вкус этого соления. В наши дни, когда многие корейцы живут в квартирах, компании, занимающиеся производством электробытовых приборов, наладили выпуск специальных холодильников, предназначенных именно для хранения кимчхи.

Кроме того, хорошо налажено фабричное производство кимчхи, так как все большее число семей предпочитают покупать соление, а не готовить его в домашних условиях.

В последнее время врачи-диетологи уделяют большое внимание изучению лечебных свойств кимчхи и твенчжана (паста из корейской сои), который содержит антиконцерогены. Корейцы привыкли готовить твенчжан в домашних условиях. Сваренные желтые соевые бобы сначала высушивали в тени, затем замачивали в соленой воде, а после этого выставляли на солнце для брожения. Однако в наши дни лишь немногие хозяйки осуществляют этот трудоемкий процесс дома, большинство же корейцев покупают твенчжан заводского производства.

Из мясных блюд, как среди корейцев, так и среди иностранцев наибольшей популярностью пользуются пулькоги (маринованная говядина) и кальби (говяжьи или свиные ребра).

Традиционная корейская семья была большой и состояла из представителей трех или четырех поколений, живущих обычно под одной крышей. Из-за высокой детской смертности большая семья считалась благословением, и каждая семья стремилась иметь много детей. Однако быстрый процесс индустриализации и урбанизации страны в 1960-х и 1970-х гг. сопровождался действенными мерами по контролю за рождаемостью, в результате чего в 1980-е годы показатель среднего количества детей на одну семью резко снизился до двух и менее человек.

Согласно давней конфуцианской традиции от отца роль главы семьи переходит к старшему сыну, поэтому в Корее всегда предпочтение отдавалось мальчикам. Чтобы разрешить проблему неравенства детей в семье, правительство полностью переработало семейное законодательство таким образом, чтобы обеспечить сыновьям и дочерям равенство в правах на наследство.

Индустриализация, урбанизация и новые условия жизни в многоквартирных домах привели к тому, что молодые супружеские пары начали отделяться от большого семейного клана и жить самостоятельно. В настоящее время почти все корейцы живут в основном малыми семьями, состоящими из родителей и детей.

Семйные обычаи
Традиционная корейская семья была большой и состояла из представителей трех или четырех поколений, живущих обычно под одной крышей. Из-за высокой детской смертности большая семья считалась благословением, и каждая семья стремилась иметь много детей. Однако быстрый процесс индустриализации и урбанизации страны в 1960-х и 1970-х гг. сопровождался действенными мерами по контролю за рождаемостью, в результате чего в 1980-е годы показатель среднего количества детей на одну семью резко снизился до двух и менее человек.

Согласно давней конфуцианской традиции от отца роль главы семьи переходит к старшему сыну, поэтому в Корее всегда предпочтение отдавалось мальчикам. Чтобы разрешить проблему неравенства детей в семье, правительство полностью переработало семейное законодательство таким образом, чтобы обеспечить сыновьям и дочерям равенство в правах на наследство.

Индустриализация, урбанизация и новые условия жизни в многоквартирных домах привели к тому, что молодые супружеские пары начали отделяться от большого семейного клана и жить самостоятельно. В настоящее время почти все корейцы живут в основном малыми семьями, состоящими из родителей и детей.

Изобразительное искусство
Самыми ранними из дошедших до нас образцов корейской скульптуры я в л я ю т с я ф и г у р ы , вырезанные на скале речного утеса Пангудэ в Ульсане.
Глиняные, костяные и каменные изображения людей и животных были найдены во время раскопок в других частях страны.
Керамика с гребенчатым орнаментом, обнаруженная в местах стоянок эпохи неолита, была основной формой искусства этого периода. Впоследствии по мере развития сельского хозяйства на керамических изделиях появляется декор в виде волнистых линий.

На территории Кореи была найдено несколько с о х р а н и в ш и х с я с доисторических времен предметов, которые, судя по их абстрактной форме, были созданы для религиозных целей.
Изготавливалось большое количество разнообразных изделий из бронзы, но при этом традиции неолита продолжали сохраняться, и искусство этого времени по-прежнему было тесно связано с религией.

В период Трех государств, когда происходило формирование нового общественного строя, корейское искусство отличалось простотой и суровостью. Однако расцвет буддизма способствовал обогащению содержания и художественных приемов в искусстве того времени. Во всех трех государствах буддизм пользовался широкой поддержкой, поэтому среди скульптурных работ в Когурё (37 г. до н. э.-668 г. н. э.), Пэкче (18 г. до н. э.-660 г. н. э.) и Силла (57 г. до н. э.-935 г. н. э.) преобладали буддийские изображения.

К наиболее характерным буддийским изображениям относятся выполненные в эпоху Когурё из позолоченной бронзы фигурки стоящего Будды Татхагата и полусидящего Будды Майтрейя в состоянии медитации, лица которых освещает кроткая улыбка.
Рельефные каменные изображения Будды, вырезанные на скале в Сосане, отличает мягкость черт лица и улыбка, что является типичными чертами для буддийского искусства Пэкче.
Хотя для искусства г о с у д а р с т в а Объединенное Силлаб ы л а х а р ак т е р н а реалистичная техника, оно стремилось к безупречной социально-п о л и т и ч е с к о й гармонии. В этот период искусство обработки металла достигает высокого мастерства и изысканности. Свидетельством тому являются богатые коллекции королевских золотых украшений, состоящие из корон, серег, ожерелий и поясов, которые археологи извлекли из огромных насыпных могильных курганов представителей высшей знати Силла.

Особенно поражают мастерством исполнения золотые короны.

Резной узор из волнистых линий покрывает переднюю часть корон, выполненную в виде прямого дерева, а подвески украшены золотыми лепестками и нефритовыми бусинками полукруглой формы, прикрепленными тонкой проволокой.
Серьги отделаны тончайшей сканью в сочетании с зернью.

Мастера эпохи Силла получили широкую известность также благодаря их высокой технике литья храмовых колоколов. Бронзовые колокола славились изяществом формы, богатством звука и внушительными размерами.

Самым большим из сохранившихся храмовых колоколов в Корее является отлитый в конце 8 в. Священный колокол короля Сондока, или, как его обычно называют, Колокол Эмилле. Он украшен великолепными медальонами в форме лотоса, а также изображениями цветов, языков пламени и фей.

Искусство государства Корё (918-1392) лучше всего п р е дс т а в л ен о и з де л и я м и из фарфора, покрытыми с е л а д о н о в о й г л а з у р ь ю великолепных цветов, например, зеленого с нефритовым оттенком.
Керамические сосуды, кувшины, бутыли, тарелки, чашки, курильницы и цветочные вазы украшены изящным декором, который наносился методом гравировки, рельефной резьбы или инкрустации. Эти прекрасные селадоновые изделия 12 и 13 веков создавались скорее как декоративные украшения, нежели для практического использования.
Можно, пожалуй, сказать, что в изделиях с селадоновой глазурью воплотилась мечта о духовном мире, который находится за пределами земной жизни.

Техника селадона пришла в Корё из Китая периода династии Сун (960-1279), но уже в первой половине 12 в. китайское влияние было преодолено, когда корейцы достигли высочайшего уровня мастерства.
Техника инкрустации, изобретенная корейскими гончарами, состояла из нанесения узора на глиняную поверхность заготовки сосуда и заполнения углублений белой или черной пастой.

Перед обжигом излишек пасты удалялся. Эти узоры, которые на первом этапе выполнялись в простой и сдержанной манере, придавали селадоновым сосудам утонченную, строгую красоту. Однако к концу 13 в. гончары начали тиражировать наиболее популярные сюжеты декора, в результате чего постепенно утрачивалось мастерство декоративного оформления.

После монгольских нашествий техника инкрустации стала более простой и грубой. В 14 в.
искусство производства селадонов пришло в упадок, но в наше время мастерам гончарного дела удалось его восстановить.
Немало людей посвятили свою жизнь и отдали много сил возрождению чхончжа, голубовато-зеленому селадону эпохи Корё. То место, которое принадлежало селадонам в королевстве Корё, в эпоху Чосон занял белый фарфор. Гончары эпохи Чосон начали изготавливать керамику пунчхон из кремнистой глины с декором, нанесенным белым ангобом, и серовато-зеленой глазурью. Впоследствии они усовершенствовали технику изготовления керамики и перешли к производству белого фарфора.

В период Чосон в обществе доминировало влияние конфуцианства. Переход от вальяжной аристократичности периода Корё к прагматичным нормам конфуцианской этики нашел отражение и в искусстве керамики.

Изделия из белого фарфора отличали от селадонов Корё с их изящными формами более простые линии. В период Чосон гончарное производство находилось под контролем государства.
Типичными для этого времени были изделия из белого фарфора с инкрустированным декором, а также селадоны с голубой глазурью и росписью инкрустацией.

На изделия из белого фарфора наносилась подглазурная роспись кобальтом, как правило, на сюжеты сакунчжа (четыре растения, которые считались традиционными художественными символами), включая цветы сливового дерева, орхидеи, хризантемы и бамбук, а также цветов лотоса, причудливых арабесок и осенних трав. Преданные делу современные мастера керамики активно изучают и возрождают искусство белого фарфора Чосона.

В небольшом городе Ичхон, расположенном в часе езды от Сеула, усилиями таких мастеров возрождаются традиции искусных гончаров минувших времен.

В корейской архитектуре можно выделить два основных стиля в зависимости от назначения построек. Древние корейские архитекторы, возводившие дворцы и храмы, использовали систему балок и опор. Дома простых людей имели соломенные крыши и систему обогрева полов ондоль. Представители высших слоев обычно строили большие дома с черепичными крышами, которые имели изящно изогнутую форму и заканчивались несколько приподнятыми свесами.

Перед архитектором стояла задача построить дом или другое сооружение таким образом, чтобы оно гармонично вписалось в окружающий природный ландшафт. К числу старейших деревянных построек, дошедших до наших дней, относится павильон Мурянсучжон (Зал вечной жизни) в монастыре Пусокса, который находится в Ёнчжу, провинция Кёнсанпукто. Считается, что павильон был сооружен в 13 веке.

Корейцы впервые познакомились с западной архитектурой в конце 19 в., когда иностранные архитекторы и инженеры начали возводить в стране церкви и здания для иностранных миссий.

Начиная с 60-х гг., когда правительство начало активно осуществлять планы развития, направленные на индустриализацию и урбанизацию страны, много красивых старинных зданий были снесены, а на их месте возведены ничем не примечательные сооружения.

Это вызвало бурные дискуссии в обществе, благодаря чему в последнее время наблюдается тенденция возврата к старой, проверенной временем концепции гармоничного сочетания архитектурных сооружений и окружающей природы.

Souce : Government Information Agency

Литература
Корейскую литературу хронологически обычно делят на классический и современный периоды. Классическая литература развивалась под влиянием традиционных верований корейского народа, а также даосизма, конфуцианства и буддизма. Наиболее значительным было влияние буддизма, место которого в период Чосон заняло конфуцианство, оказавшее огромное воздействие на развитие литературы.

С другой стороны, современная корейская литература испытывала влияние западной культуры, которая проникала в страну в процессе ее модернизации.
Не только христианские идеи, но также разные художественные направления и течения были заимствованы из западной культуры. Общественные движения в поддержку нового образования и родного языкв и литературы привели к тому, что китайская система письменности, которая традиционно представляла культуру господствующего класса, утратила свои прежние социально-культурные функции.

Поэзия хянга периода Силла ознаменовала появление уникальной поэтической формы в корейской литературе. Хянга были записаны с помощью системы письма хянчхаль, которая использовала для записи корейского языка «звуки» (ым) и «значение» (хун) китайских иероглифов. До нас дошли четырнадцать стихотворений периода Силла в стиле хянга, которые сохранились в корейской летописи Самгук юса (Забытые деяния Трех государств).

Для литературы периода Корё характерно более широкое использование китайских иероглифов, исчезновение хянга и появление Корё каё (песни Корё), которые существовали в устной традиции до периода Чосон.

Создание национального алфавита хангыль в ранний период Чосона стало одним из поворотных моментов в истории корейской литературы. С помощью корейского алфавита была записана акчан (музыкальная партитура) такого произведения, как «Ёнбёчхонга» (Ода дракону, летящему в небо).

Поэзию эпохи Чосон представляет жанр сичжо (современная мелодия). Эта поэтическая форма сложилась еще в конце периода Корё, но своего расцвета достигла именно в эпоху Чосон под влиянием неоконфуцианства, новой господствующей идеологии Китая династии Сон. Другой поэтической формой этого времени является каса. Эта форма правильно отнесена к поэзии, но ее содержание не ограничивалось выражением личных чувств. Каса зачастую включали наставления и нравоучения.

Классическая художественная проза в Корее начинается с написанных Ким Си Сыпом китайскими иероглифами новелл Кымо синхва (Новые рассказы Кымо) и Хон Гиль Дончжон (Повести о Хон Гиль Доне), написанной Хо Гюном на хангыле.

С течением времени письменность хангыль стала шире использоваться в корейском обществе, что в свою очередь способствовало развитию корейского языка и литературоведения.

Современная корейская литература формировалась в условиях распада феодального общества династии Чосон и под влиянием новых идей, заимствованных из западной культуры.

Новыми поэтическими формами современной корейской литературы признаны чханга (новый вид песни) и синчхеси (новая поэзия).

Живопись
Корейская живопись отражает творческий потенциал и эстетические взгляды корейского народа.

История развития корейской живописи насчитывает много веков и начинается с периода Трех государств (57 г. до н. э.-668 г. н. э.)

Наиболее известными образцами живописи эпохи Трех государств являются настенные изображения в древних гробницах Когурё - росписи на стенах и потолках погребальных камер. Живопись Когурё отличается динамизмом и ритмичностью, а для изобразительного искусства Силла более характерны созерцательность и пристальное внимание к деталям.
Своего расцвета искусство Силла достигает в 7 в. после объединения Трех государств.

В период Корё (918-1392) процветали разные жанры и стили живописи, унаследовавшие художественные традиции Объединенного Силла. Художники создавали храмовые фрески и буддийские картины-свитки, прославив свою эпоху как золотой век живописи и период расцвета корейского буддизма.

В период Чосон профессиональные х у д о ж н и к и о б ы ч н о п и с а л и пейзажи по заказу аристократических семей. В конце 18 в.
художники стали обращаться к повседневной жизни простого народа, по-видимому, под влиянием идейного течения Сирхак (реальные, практические науки). Это движение начало развиваться после того, как вместе с католическими миссионерами в Корею начали проникать европейские научные и технические знания. Картины на темы мирской жизни образовали новое течение, известное как жанровая живопись.

На полотнах Ким Хон До изображены сценки из повседневной жизни дворян, крестьян, ремесленников и торговцев. Персонажи на его работах выписаны тщательно и в то же время с большим юмором, и отражали корейский национальный характер. В произведениях неизвестных художников, хотя и не таких изысканных по стилю по сравнению с картинами конфуцианских ученых-художников, чаще изображены жизнь простых корейцев, их чаяния и надежды.
Эти картины отличают живые краски и отсутствие традиционных условностей и ограничений.

В период после аннексии Кореи Японией в 1910 г. традиционные направления корейской живописи постепенно уступают место западным стилям масляной живописи, которые проникают в страну именно в это время и позднее получают широкое распространение.
После освобождения Кореи от японского господства в 1945 г. усилиями целого ряда выдающихся художников возрождаются традиции корейской живописи. В то же время современные направления западной живописи также продолжают развиваться благодаря деятельности корейских художников, получивших образование в Европе и в США.

В 1950-е гг. ведущую роль в развитии корейского искусства играла государственная организация Национальная выставка.
Организация была довольно консервативной и академической и оказывала поддержку мастерам, работающим в основном в реалистическом жанре. Молодые художники в своих работах много экспериментировали и вели творческий поиск форм, которые соответствовали бы новому времени. С конца 60-х гг. в современной корейской живописи приобретает популярность стиль геометрической абстракции. Некоторые художники проявляли глубокий интерес к темам, которые отражали внутреннюю связь человека и природы.

Корейская живопись 1980-х гг. была в основном реакцией на модернизм предыдущего десятилетия. В это время художники глубоко осознали, что искусство должно передавать послание, касающееся актуальных социальных проблем. С тех пор в корейской живописи сохраняется интерес к модернизму и постмодернизму.

В 1995 г. был проведен Международный фестиваль искусств Кванчжуский биеннале. Фестиваль дал возможность корейским художникам встретиться с ведущими зарубежными представителями мира искусства. В числе наиболее известных произведений, представленных на биеннале, были работы видеохудожника Пэк Нам Чжуна.

В современной Республике Корея развиваются как традиционная, так и западная живопись, что делает художественную жизнь страны необычайно богатой и разнообразной. Многие корейские художники активно работают в Нью-Йорке, Париже и в других центрах современного искусства.

Музыка и танец были средствами исполнения религиозных обрядов, и эта традиция продолжалась на протяжении всего периода Трех государств.

Более 30 музыкальных инструментов существовало в эпоху Трех королевств. Особого внимания заслуживает хёнхаккым (черная цитра), которую Ван Сан Ак, родом из Когурё, создал путем модификации семиструнной цитры, распространенной в Китае во времена династии Цин. Также достоин упоминания каягым (цитра Кая), инструмент, который был распространен в государстве Кая (42-562) и привезен Урыком в Силла. Эта двенадцатиструнная цитра каягым используется и в современной Корее.

В первые годы своего существования государство Корё продолжало следовать музыкальным традициям Силла, но позднее жанры музыки стали более разнообразными. В Корё существовало три вида музыки: танак, обозначающая музыку из Китая периода Тан, хянак или деревенская музыка и аак или придворная музыка. Некоторые музыкальные произведения Корё были унаследованы государством Чосон и дошли до нас.
Сегодня они еще используются во время проведения церемоний, в частности, тех, которые сопровождают обряд поминовения предков.

Не только музыкальные, но и танцевальные традиции Корё первоначально были заимствованы от Трех государств, но позднее танцевальные жанры стали более разнообразными с появлением придворных и религиозных танцев, принесенных из сунского Китая.

В эпоху династии Чосон музыке отводилась почетная роль, поскольку она являлась важным элементом ритуалов и церемоний. В ранний период Чосона были созданы два государственных учреждения, занимавшихся вопросами музыки, и были предприняты попытки систематизации музыкальных текстов.

В результате в 1493 г. был создан свод музыкальных правил, получивший название Акхак квебом.
Свод классифицировал музыку, которая исполнялась при дворе, на три категории: церемониальную музыку, китайскую музыку и родные песни. Особенно во время правления короля Сечжона были заново разработаны партитуры для музыкальных инструментов. Помимо придворной музыки продолжали развиваться и традиции светской музыки танак и хянак.

Народные танцы, включая крестьянский, шаманский и монашеский танцы, стали популярны во времена позднего Чосона наряду с танцевальным представлением в масках сандэ нори и танцем кукол.

Танцы в масках, соединявшие танец, песню и устное повествование, включали элементы шаманских обрядов и были очень популярны среди простого народа. Их исполнение часто носило сатирический характер и содержало элементы критики дворянства, что вызывало тем больший восторг у простых людей.

Что касается традиционных танцев, то в них заметно проявлялось влияние конфуцианства и буддизма.
Конфуцианство зачастую оказывало подавляющее воздействие на танец, в то время как буддизм допускал более терпимое и либеральное отношение, что видно на примере красивых придворных танцев и многих шаманских танцев, связанных с поминовением усопших.

Многие традиционные корейские танцы были утрачены во время колониального японского господства, а также в процессе стремительной индустриализации и урбанизации Республики Корея в 1960-1970-е годы. Но уже в следующем десятилетии деятели искусства начали работать над возрождением давно забытых танцев. В настоящее время хорошо известны всего несколько из 56 существовавших когда-то придворных танцев.

К числу известных относятся танцы Чхоёнму (Танец в маске) эпохи Силла, Хакчхум (Танец журавля), созданный во времена Корё, и Чхунэнчжон (Танец поющего весной соловья) эпохи Чосон. Всем этим танцам присвоен статус «сокровища духовной культуры», а профессиональные исполнители этих танцев удостоены титула «человек-сокровище культуры», самого высокого звания, которое присуждается мастерам традиционных искусств и ремесел.

Развитие современного танца в Корее связано в основном с именами Чо Тхэк Вона и Чхве Сын Хи, активная деятельность которых пришлась на период японского колониального господства.

После освобождения страны в 1950 г. была создана Сеульская балетная труппа, которая стала первым профессиональным коллективом классического и современного танца.

Первым образцом западной музыки, с которым в Корее познакомились в 1893 г., были христианские гимны. В 1904 г.
западную музыку начали преподавать в школах. По всей стране зазвучали чханга, новый вид песен, которые исполнялись на мелодии западных музыкальных произведений.

В процессе таких потрясений и испытаний, пережитых страной, как насильственное открытие западному миру и продолжительный период японского колониального господства, песни чханга поднимали патриотические чувства и дух независимости, звали корейцев к новой культуре и образованию. В 1919 г. композитор Хон Нанпха сочинил в жанре чханга песню Понсонхва (Недотрога).

После освобождения страны в 1945 г. был создан первый корейский симфонический коллектив, получивший название Общество Корейского филармонического оркестра. В настоящее время в Сеуле и в провинциях страны работают около 50 симфонических оркестров.

В наши дни все большее число корейских музыкантов ведут исполнительскую деятельность и за пределами страны, завоевывая признание публики и получая награды на престижных международных конкурсах.
Среди наиболее известных исполнителей семейное Трио Чон, в состав которого входят дирижер и пианист Чон Мён Хун, виолончелистка Чон Мён Хва и скрипачка Чон Гён Хва.

Корейские певицы сопрано Чо Су Ми, Син Ён Ок и Хон Хе Гён занимают достойное место в музыкальном мире. Они исполняют ведущие партии в оперных спектаклях на многих знаменитых сценах мира, делают записи для всемирно известных звукозаписывающих компаний.

В 1951 г. был создан Государственный центр традиционного корейского исполнительского искусства, задачей которого является сохранение и дальнейшее развитие традиционного искусства Кореи.

В 1993 г. правительство страны основало Корейский государственный университет искусств, который дает образование в области искусств и готовит профессиональных артистов и музыкантов. Университет имеет шесть факультетов: музыки, театра, танца, изобразительного искусства, кино и мультимедийных средств и корейского традиционного искусства.

Корейское театральное искусство восходит корнями к древним религиозным обрядам. Музыка и танцы составляют неотъемлемую часть всех традиционных театральных представлений. Ярким примером такой классической театральной формы являются танцы в масках, которые называют сандэ нори или тхальчхум.
В них соединены танец, песня и устное повествование, зачастую полные юмора и сатиры. Танцы в масках, немного отличавшиеся в разных регионах по стилю исполнения, содержанию текстов и костюмам, до начала 20 столетия пользовались широкой популярностью среди сельских жителей.

Много зрителей собирали также представления бродячих актеров, которые исполняли песенно-драматические спектакли на популярные сюжеты пхансори или давали кукольные представления коктугакси норым. Шаманские обряды кут также были своеобразной формой религиозного театра, предназначенного для зрителей. Все эти представления, хотя и не очень часто, можно увидеть и в наши дни.

В Республике Корея имеется несколько центров, которые осуществляют постановки спектаклей разных жанров. Например, на сцене Театра Чондон, расположенного в центре Сеула, можно увидеть и концерты традиционной музыки и танца, и драматические постановки.

В декабре 1902 г. была осуществлена первая постановка в жанре сингык (новый театр), которая ознаменовала отход от танцев в масках и других традиционных театральных форм. Но лишь в 1910-е гг. современный театр занял прочное место в обществе после того, как в Сеуле в 1908 г. был открыт первый театр западного образца, получивший название Вонгакса, который проработал до ноября 1909 г.

Театральные труппы Хёксиндан и Мунсусон были созданы деятелями, которые, вернувшись после учебы из Японии, осуществляли постановку пьес синпха (новая волна).
Драматургия синпха противопоставлялась пьесам купха (старая волна), под которой подразумевался японский театр кабуки.
Вначале пьесы синпха были посвящены военно-политическим темам, но позднее их тематика становится более разнообразной, включая детективные истории, «мыльные оперы» и трагедии.

Хотя пьесы синпха оказались преходящим увлечением, настоящее движение новой волны развивалось театральными деятелями, которые объединились вокруг Театра Вонгакса и ставили современные пьесы. В театральных кругах в 1922 г.
сформировалось общество Тховольхве, которое возглавило развитие театра в стране. Благодаря ему были осуществлены 87 театральных постановок.
Популярность театра до 1930-х гг. продолжает расти, но в 1940–1950-е гг. затухает на фоне бурных общественно-политических событий, происходящих в стране. В следующем десятилетии с расцветом кинематографа и появлением телевидения интерес к театру продолжал снижаться.

В 1970-е гг. многие молодые артисты начинают изучать и осваивать манеру исполнения таких традиционных представлений, как театрализованные представления в масках, шаманские обряды и пхансори.
Корейский фонд культуры и искусства ежегодно проводил театральный фестиваль в целях содействия развитию драматического искусства в стране. В настоящее время в Республике Корея работают много различных театральных трупп. Они ставят пьесы разных жанров, начиная от комедии и кончая историческим эпосом, в небольших театрах на улице Тэханно в центре Сеула.
Некоторые театральные постановки вызывают большой интерес публики и не сходят со сцены в течение нескольких сезонов.

Первый фильм корейского производства под названием «Справедливая месть» был показан в 1919 году. Это была так называемая кинодрама, объединившая кино с представлением на сцене. В 1923 году был создан первый корейский художественный фильм «Клятва при луне». В 1926 г. актер и режиссер На Ун Гю снял фильм «Ариран», который вызвал широчайший отклик среди зрителей, так как был фильмом-протестом против японского угнетения.

После окончания Корейской войны в 1953 г. национальный кинематограф постепенно набирал темпы и в течение почти десяти лет пережил настоящий бум.
Однако последующие двадцать лет были отмечены спадом киноиндустрии, вызванным быстрым развитием телевидения. Но с начала 80-х гг. в киноиндустрии вновь наблюдается некоторое оживление, в основном благодаря нескольким молодым талантливым режиссерам, которые решительно отказались в своем творчестве от устаревших стереотипов. Их усилия увенчались успехом, и созданные ими ленты получили признание на международных кинофестивалях в Канне, Чикаго, Берлине, Венеции, Лондоне, Токио, Москве и других городах. Эта положительная тенденция усилилась в 1990-е гг., когда все большее число фильмов, созданных корейскими режиссерами завоевывали сердца зрителей разных стран мира.

В 2000 г. фильм режиссера Им Гвон Тхэка «Чхунхянчжон» (История Чхунхян) стал первым корейским фильмом, вошедшим в конкурсную программу Каннского кинофестиваля, а четыре других фильма были показаны во внеконкурсной программе.

Художественный фильм «Сом» (Остров), созданный режиссером Ким Ки Доком, вошел в конкурсную программу Международного кинофестиваля в Венеции.

Вслед за этими работами в 2001 г. для конкурсной программы Международного кинофестиваля в Берлине была отобрана корейская лента «Зона совместной безопасности», а другой фильм Ким Ки Дока «Адрес неизвестен» вошел в конкурсную программу Венецианского кинофестиваля.

Режиссер Пак Чхан Ук получил Большой приз жюри Каннского кинофестиваля в 2004 г. за свой фильм «Олд бой». Он был также удостоен Приза за лучшую режиссуру на Международном кинофестивале в Бангкоке в 2005 г. за этот фильм и в 2006 г. за картину «Соч

Источник: http://russia.korean-culture.org/
Категория: Статьи - Разное о Корее и корейцах | Добавил: Vlad (19.02.2011)
Просмотров: 8179 | Рейтинг: 3.8/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]