Главная » Статьи » 1. История, культура и др. Кореи и СНГ. » 1.4. Корейские фамилии и имена

1.4.03. Рассматриваем корейские фамилии.

   ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ?

   Любой человек корейской национальности имеет свою фамилию, унаследованную по отцовской линии, и у каждого семейного фамильного клана в отдельности имеется своя родословная история. У корейцев сильно развита идеология культа предков и любви к своей нации. Фамилия несет в себе отзвук некоего таинства,присущего старине и осуществляет взаимосвязь, олицетворяющую прочность семейных уз, беспрерывно, тысячелетиями передававшимися последующим поколениям. В ней -дух предков, а все вместе дает чувство гордости за свой семейный клан. И еще. Процесс сохранения фамильного родства имеет тесную связь с цивилизованным развитием нации и оказывает влияние на социальный, психологический и политический климат в обществе. Происхождение корейских фамилий Ввиду того, что отсутствует достоверная версия, связанная с источником возникновения корейских фамилий, трудно и категорично утверждать о том, когда и как они возникли. Однако исходя из многих исторических фактов, дошедших до нас, можно сделать вывод, что под влиянием китайской традиции первые корейские фамилии начали появляться в период древнего Чосона. С возникновением древней родовой общины для управления ею постепенно выдвигался правитель. И для того, чтобы иметь отличие от других общин и придать правителю политическую функцию, необходимую для руководства, нужно было присвоить ему какое-то звание. Такое звание впоследствии и стало фамилией. Потом, с течением времени, сила постепенно сосредоточивалась в руках одной, наиболее влиятельной фигуры. Такая личность становилась королем и присвоенное этой личности звание - фамилия, приобретала большое значение, отражающее его политическое положение. Таким образом, фамилию имела только королевская семья или какие-то особо отличившиеся личности - например, полководец, победивший врага или покоритель другого племени. Наиболее заслуженным высокопоставленным чиновникам и полководцам стали присваивать фамилию, исходя из особенности местности или по названиям рек и гор, находившихся поблизости от его местожительства. Постепенно увеличивалось число людей, которые имели свои фамилии. А присвоение фамилии простым людям начало распространяться в период правления короля Мун Джонг династии Коре (1047 г.) в связи с вводом института феодального экзамена на государственные должности (Кваго). Всем слоям населения, в том числе и слугам, крепостным и людям, занимающимся убоем скота, начали давать фамилии в конце периода династии Ли, во времена проведения реформаторской политики. Здесь мы проводим лишь краткие выдержки из исторических трудов и хроник. На тему фамилий у корейцев есть обширная литература. Читателям, интересующимся историей происхождений фамилий, советуем обратиться к бесценным источникам. С того времени, когда люди стали жить коллективно, занимаясь земледелием, появилась необходимость отличать одних членов семьи от других. Как было указано выше, в основном, фамилии произошли от названия животных, растений, местности. По некоторым данным, современные корейские фамилии возникли в I веке до н.э., в период, когда на Корейском полуострове и на территории Юго-Восточной Манчжурии были три древних государства: Силла, Пэкче, Когурё (I век до н.э). В старинных книгах записано, что в фамилиях отражены те местности, откуда родом члены семьи. Всего насчитывается 259 корейских фамилий (немецких фамилий насчитывается около 40 тысяч. Кстати, существуют страны, где у человека вообще нет фамилии). Вообще-то, в Корее фамилии не менялись, но в истории государства бывали разные прецеденты. Например, кто-то совершил подвиг во имя своей страны и по приказу короля герой получал другую фамилию вместе с именем. Или же, кто-то за большие заслуги переходил во дворянскую элиту, и он менял фамилию. Королевские дети после рождения получали фамилию матери. Если кому-то не нравилось написание его фамилии, то разрешали менять ее, но с обязательным условием -I- предыдущая и последующая должны иметь одинаковое звучание. Если преступник скрывался под чужой фамилией, то он подвергался суровому наказанию. Откуда и как произошли наиболее распространенные корейские фамилии? В местности Дин Хан, в южной части корейского полуострова до образования государства Силла, располагалось шесть сел, которыми управляли старосты - удумори. Как описывается в преданиях, это были люди, спустившиеся с неба. Они носили фамилии Ри (Ли), Дет (Тен), Сон, Чве (Цойу Цхай), Бэ (Бя), Сол (Шер). Первым селом управлял старейшина (Аль пхёнг). Он спустился с неба на землю в местности Пхё Ам Бонг (пик Пхёам) и стал родоначальником фамильной династии Ли. Этот пик существует и по сей день. Современное название этой местности - село Донг-чон района Чонгбук уезда Гёнсан в провинции Северный Гёнсан (юго-восточная часть корейского полуострова). Остальные родоначальники фамильных династий, как и Аль пхёнг, также спустились с неба. Ниже дается схема, разъясняющая происхождение фамилий. № Имя старосты Название местности Место приземления Фамилия 1. Аль пхёнг Аль чон Янг Сан чон Пхе ам Бонг Ли(Ри) 2. Со Боль до ри Дол Сан КоХочон Хёньсан Тен (Дёнг) 3. Ку ре ма Му Сан дэ су чон И сан Сон 4. Ди Бэк Хо ЧЕЙ Сан дин ди чон Хва сан Цой (Чве) 5. 6. Дитха Хо дин Кым сан га ри чон Ка я чон Мёнг хваль сан Кым ганг сан Бя (Бэ) Шер (Сол) Пак (Бак) Хек Косе - родоначальник фамилии Пак Существует два мифа о происхождении родоначальников фамилий: первый - герой мифа сошел с неба на землю, второй - подобно птице, вылупился из яйца. Пак Хек Косе - родоначальник фамилии Пак (Бак) является типичным, если можно так сказать, "яйцеродным" героем. По преданию, в 69 году до нашей эры, на холме Алчон шестеро сельских старост собрались на совет. Обсуждались два вопроса: как обеспечить всем необходимым постоянно растущее количество людей и как защитить себя от возможного нападения извне? В результате пришли к выводу, что всем шести самостоятельным селам надо объединиться в единое государство и выбрать правителя. Спорили долго: кого же избрать в качестве самодержца, но так и не пришли к общему мнению. За всех решила сама природа. Произошло чудо. Вдруг с неба на край родника "Надёнг", который протекал у подножья горы Алчон Янсан, хлынул поток ярких лучей, освещая все вокруг. Старейшины племен удивились, решили посмотреть, что там происходит. Когда они подошли поближе, то увидели блестящую белую лошадь, которая, опустившись на колени, кому-то кланялась. Оказалось, что ее поклон предназначался большому яйцу лилового цвета. Почуяв приближение людей, лошадь, издавая громкое ржание, ускакала на небо. Старейшины, осторожно разбив странное яйцо, решили посмотреть, что там внутри. Вдруг яйцо само треснуло и из него вышел красивый, крепкий ребенок. Тут всем в голову пришла одна и та же мысль: это небо прислало им вождя. Ребенка искупали в ключевой воде "Дон Чон". Его тело заблестело и заблагоухало. Посовещавшись, старейшины решили назвать его Баком (Паком). Почему именно Бак? Слово "бак" обозначает тыкву-горлянку. Ребенок вышел из яйца, похожего на тыкву. Так у будущего властелина появилась фамилия. Дали ему имя - Хек Косе. Хек обозначает "блестящий", "замечательный", Косе -- что он появился и .живет на этом свете. Если полностью расшифровать имя, то получится следующее: "Мальчик, родившийся из тыквы- горлянки, живет на этом свете, освещая лучами весь мир". Бак Хек Косе рос и воспитывался под попечительством шести старейшин. Чем взрослее он становился, тем больше проявлял прекрасных человеческих качеств. Когда ему исполнилось 13 лет, по согласию старост, он коронуется на управление государством Силла. Так, Хек Косе стал первым правителем государства Силла и родоначальником фамильной династии Пак. Ким Суро - родоначальник фамилии Ким (Ким Хэ) В начале нашей эры в низовьях реки "Нак тонг" было несколько сел, где люди жили в мире и согласии. Сельчане называли своих вождей. Всего их было 9. Они регулярно проводили обряд жертвоприношения небу. В 42 году н.э. на ритуальную церемонию собрались сотни людей. Вдруг с неба на пик Квидин пролился поток света и раздался призывный голос. Ганы, окруженные людьми, поднялись на то место, откуда доносился голос. На вершине пика они увидели странную картину. Из образовавшейся дыры лился яркий свет и голос с неба спрашивал: "Есть ли тут люди?". Все дружно ответили : "Да, есть!" Тогда голос известил: "Раз вы здесь, я по велению небесного царя собираюсь спуститься на землю, чтобы создать государство и стать его королем". После этих слов с неба появилась веревка фиолетового цвета, на конце которой был привязан ящик золотистого цвета. Ганы, открыв его, увидели шесть яиц. Все пришли в восхищение и стали непроизвольно делать поклоны. Взяв ящик с собой, ганы спустились с горы. Через несколько дней старосты собрались в доме гана Адо, где хранился ящик. Всех охватило предчувствие большого чуда. Когда ган Адо осторожно открыл ящик, в нем вместо яиц сидели шесть красивых малышей. Мальчик, который первым вышел оттуда, впоследствии стал вождем государства Гарак. Его назвали Ким Суро. Ким, на самом деле кым, означает "золото". Кимом он стал, поскольку вышел из золотого ящика. Су означает первый, глава, а ро - появление, рождение. Ким Суро считается родоначальником всех Кимов, а Ким Хэ стал боном. Все малыши из золотого ящика очень быстро росли. Позже все они стали правителями государств Гараккук (по другому еще называли Гаякук), которое было федеральным государством и состояло из шести самостоятельных административных единиц. Второй брат возглавил государство Арагая и стал родоначальником (Хам - АН) Кима, третий брат -государство Корёнгкая и стал родоначальником (Дин-Дю) Кима, четвертый -- Цэгая и (Ко рёнг) Кима, пятый -- Сонг Сагая и (Сонг - Дю) Кима, шестой -- Согая и (Ко Сонг) Кима. Все эти шесть братских государств совместно развивали культуру, наращивали мощь и вместе защищались от нападения внешних врагов. Конечно, не все корейские фамилии имеют историю о небесном происхождении. Например, родоначальники трех фамилий как Ко, Пу и Лянг не связаны с мифическим началом. Давным-давно на острове Чеджудо жили три брата. Каждый из них имел свою пещеру. Они были очень дружны и помогали друг другу во всем. Каким-то образом о них узнал король одного из соседних заморских государств (один из японских или Малазийских островов). Он велел послать им трех своих дочерей. Три брата женятся на них, обустраивают жизнь и обзаводятся потомством. Самый старший брат присвоил себе фамилию Ко, как первую букву названия государства Когурё (оно образовалось на нынешней территории юго-восточной Манчжурии и Северной Кореи). Второй брат присвоил себе фамилию Бу (Пу). Эта буква также взята из названия государства Пуё. А самому младшему старшие братья дали фамилию Лянг. Лянг (Янг) по смыслу китайского иероглифа обозначает "хороший". Таким образом, Ко, Бу, Лянг стали первыми обитателями острова Чеджудо. До сих пор как достопримечательность показывают три пещеры, где жили эти братья. Поэтому люди, носящие фамилию Ко, Бу и Лянг, считаются родственниками и им нельзя вступать в брак между собой. Примечательно, что и в Японии тоже существует рассказ-быль под названием "Сансейгеи" ("Пещеры трех фамилий"). Отсюда историки сделали вывод, что три невесты, которые прибыли из-за моря, возможно, являются уроженками одного из японских островов. Примечательна и история возникновения фамилии Тхэ. Более 3000 лет тому назад человек по имени Тхэ Де Ен основал государство Палхэ и фамилию Тхэ. По преданию, прародитель династии взял свою фамилию по названию горы Тхэбексан. Именно с этой горы начал свое "звездное шествие' основатель древнего Чосон - Тангун. В зените славы государства Бархэ фамилия Тхэ была великой и прославленной. Носители этой фамилии служили верой и правдой Корее в течение многих столетий. У фамилии Тхэ, бон -- "Намвон". Нынешние потомки прославленного рода - Тхэ Де Ен и Тхэ Мен Нен достойно и с гордостью носят свою фамилию. Достаточно вспомнить семью известного казахстанского писателя, драматурга, одного из первых директоров корейского театра Тхэ Дян Чуна и его жену - народную артистку Казахстана Ли Хам Дек. В исторических хрониках трех государств "Самкуксаги" (Когурё, т.З) описывается, что родоначальник королевства Когурё Дю Монг, создав государство, первую букву названия "Ко" сделал своей фамилией и стал Ко Дю Монг. Как уже было сказано и выше есть другая фамилия "Ко", которая была присвоена одному из трех братьев, живших на острове Дэдю. В книге жизнеописаний великих деятелей королевства Пэкче (VIII век до н.э. - 645 год н.э.) говорится о восьми фамилиях: Са, Ен, Ё (Егай), Хэ, Дик, Кук, Мё. Там же рассказывается о том, что двое сыновей короля Ким Су Ро взяли фамилию своей матери - принцессы государства Аютха Хо Хванг Ок и стали носить фамилию Хо (Хэгай). Один из королей династии Коре Ван - Гон дал нескольким высокопоставленным чиновникам за заслуги при создании государства фамилии Хонг (Хон), Син (Шин) и Бик. Так же многие иностранцы в разное время в Корее осели и стали носить корейские фамилии, несмотря на то, что среди них больше всего было выходцев из Китая. Выходцами из Японии являются такие родоначальники фамилий, как Дём, одна из труп (Ким Хэ) Ким и фамилии, относящиеся группе У Рок. Но до наших дней только сохранилась фамилия (Ким Хэ) Ким (одна группа). Родоначальники (Хвасан) Ли, фамилий относящихся к группе Аннам, (Ен АН) Ли, являются выходцами из Монголии. (Док Су) Тян имеет арабское происхождение, часть фамильных кланов Тхэ выходцы из государства Бархэ. (Ин-Чон) Ли и (Ген-Дю) Сол -выходцы из уйгур. В одной из книг исторических записей пишется о том, что когда король Тхэ Дё создал государство Коре, жители региона Мокчон часто восставали против него. Нелюбимцы короля и получили фамилии, обозначающие по смыслу животных, таких как лошадь, слон, косуля, свинья. Таким образом появились фамилии У (Угай), обозначающие "корова" или "бык". Санг - это слон, Дон - свинья, Тян (Дянг) - косуля. Со временем эти иероглифы были заменены другими, одинаковыми лишь по звучанию. Из истории древней Кореи известен следующий факт. В конце XIV века (13 92 г.), когда пришел к власти Ли Сонг Гэ, свергнув последнего короля династии Коре Конг Янга, новая власть стала беспощадно истреблять всех членов свергнутой королевской династии, которые носили фамилию Ванг ( д^ ). В такой политической ситуации единственным способом избежать кровавую расправу было изменение фамилии. Так появились три новых фамилий таких, как Джон ( ^ ), Джон ( Щ ), Ок (^~). Эти три иероглифа являются видоизмененным иероглифом Ванг. В результате по смыслу получились разными, но они считаются однофамильцами. ...Лишь короткие наши фамилии Большинство корейцев, населяющих территорию бывшего Советского Союза, носят фамилии, корни которых восходят к китайским иероглифам. До создания корейской письменности использовалась китайская грамота. Казалось бы, после создания своей письменности корейцы должны были бы полностью отказаться от китайских иероглифов. Но этого не произошло. К тому времени китайская конфуцианская культура настолько глубоко укоренилась в Корее, что чиновники попросту не признавали корейскую письменность, считая ее пригодной только для простых людей. Когда-то в Корее для обозначения имен и фамилий "дэбобвон" (верховный суд) установил 2964 иероглифа. Эти иероглифы также применяли и в других целях. В Корее имя и фамилия пишутся двояко: иероглифами и корейским алфавитом В русской транскрипции корейские фамилии несколько искажены, их фонетика не всегда соответствует первоначальному звучанию. Почему и как происходило искажение? Причин много. Начнем с того, что фонетически русский и корейский языки сильно отличаются друг от друга. В корейском языке часто встречаются звуки, которым в русском языке просто нет аналогов. Например, в корейском языке есть два похожих, но разных звук* "о", два "н", два "ё", часто встречается специфический звук, который обычно передается как "ч", но в действительности он от него отличается. По-русски он звучит как "ть", или как "чь",или же "дьж". Человек, который не владеет корейским, вря, ли сумеет на слух отличить огубленное "о" (О"1]) о' неогубленного "о" ($,) или заднеязычное "н" ([__.) переднеязычного "н" (о). На протяжении почти столетия, с 1870 до 1960-; годов, профессиональных корееведов в России был< очень мало. Поэтому понятно, что русские, а пото] и советские, чиновники и дипломаты обычно записывали фамилии и имена так, как их произносил] работавшие с ними переводчики. Корейские фамили] и имена были приближены к более легкому звучанию. Один из примеров - история очень распространенной корейской фамилии "Цой". В стандартном звучании она произносится как "Чве", но в провинции Хамгёндо сохранилось более старое произношение, которое в русском языке примерно звучит "Цхой". Поэтому всех обладателей этих фамилий в России (в бывшем Советском Союзе) и окрестили "Цоями" и "Цхаями". Эти две особенности объясняются отсутствием подготовленных корееведов и влиянием северовосточного корейского диалекта, на котором говорило большинство переводчиков, и привели к тому, что многие фамилии корейцев в русской письменности были искажены. Например: Кан (правильно - Ганг), Мен (Мёонг), Пан (Банг), Шин (Син), Тян (Дянг), Бя или Бягай (Бэ), Цай (Ча), Хегай (Хо), Эм (Ом), Угай (У), Тхай (Тхэ) и т.д. Фамилии Сон и Сонг - разные по иероглифам, однако в русской транскрипции пишутся одинаково - как "Сон". Кстати, откуда у корейских фамилий появилось окончание "гай"? Корейцы, когда называют свою или чью-то фамилию, обязательно добавляют к фамилии суффикс "га". Например, Кимга, Пакта, Лига, Ханга и т.д. Если кто-то спросит: "Как ваша фамилия?", то обязательно услышит в ответ фамилию с суффиксом "га". Такова форма выражения корейской фамилии. Это зафиксировано в толковых словарях. Например, видоизменилась фамилия У на Угай. Русскоязычные корейцы, особенно нынешнего поколения, далеко не все знают, как пишется собственная фамилия по-корейски и тем более по-китайски. Некоторые корейские фамилии звучат и пишутся одинаково, но они в корне отличаются друг от друга, имеют разный смысл, так как происходят от разных китайских иероглифов. Например, у фамилии "Кан" (правильно Ганг) есть пять разновидностей китайских иероглифов. Все эти иероглифы фонетически одинаковы, но смысл у них разный. 1.-Ц- (Ганг, 'у* )-это буквосочетание существует только для написания фамилии. Поэтому ничего не обозначает. 2. Щ_ (Ганг, ^Ь ) обозначает спокойствие, благополучие. 3. 5(9. (Ганг, ^Ь ) - сильный, настойчивый. ^ 1 О ' 4. 9& (Ганг, ^^ ) - также сильный, но в сочетании с другими буквами эти последние две буквы приобретают разные смысловые оттенки. 5.ВД (Ганг, >у ) - крепкий, твердый, как сталь. При этом все эти пять разных фамилий имеют еще и разные боны. Впрочем, в такие тонкости вникать сегодня вроде бы нет нужды. Они интересны только для специалистов-лингвистов, а для остальных людей, думаем, особого значения не имеют. Бон Бон oo - это название местности, где когда-то обосновался родоначальник той или иной фамильной династии и пустил свои корни. Он появился для того, чтобы как-то отличить один семейный клан от другого. Известны случаи изменения бона. Когда однофамильцы живут веками в одной местности, то, естественно, увеличивается количество членов клана и ощущается нехватка земли. Поэтому некоторые члены клана вынуждены были переехать в другую местность и там же приобретался бон. Вообще-то, бон происходил от названия волости. Но случалось и так, что бон присваивали по своему усмотрению (даже и по сомнительной легенде) или же брали бон по названию какой-нибудь китайской местности. Если даже одинаковы фамилия и бон -это еще не говорит о том, что они единокровцы. Но бывают случаи, когда и фамилия, и бон разные, но они являются единокровными людьми. Тот, кто мало-мальски интересуется глубинными корейскими традициями, должен иметь представление об этом. Хотя бы потому, что юноша и девушка, имеющие одинаковые фамилии и корень "бон" (Донгбон, Донгсонг), не могут вступить в брак: хоть и далекие, но родственники. Страна утренней свежести является чуть ли не единственной страной в мире, где проживает единая нация. Процент жителей других национальностей совсем мал. Для мононации существует тенденция кровосмешения, что биологически опасно (вспомним фамильную болезнь европейских монархов гемофилию. Все властители состояли в родственных отношениях между собой, вплоть до прямых - брат мог жениться на сестре). В исторических записях трех государств (Самгук саги) много говорится о том, что некоторые королевские семьи женили своих детей между собой, в результате чего нередко бывали случаи рождения умственно отсталых детей. Судя по таким записям, в эпоху трех государств еще не было запрета на кровосмешение. Брак между родственниками до пятого колена (чон) был запрещен в 1147 году. В начале периода династии Ли не разрешали бракосочетание между родственниками, независимо от чон. Для выяснения родственных отношений у корейцев большую роль играет бон - основа. У корейцев браки между молодыми, носящими одинаковую фамилию, допустимы, но только в том случае, если у них разный бон. Что такое ходжок, дёкбо? Появившийся на свет ребенок тут же получает фамилию своего отца. Родители дают ему имя и заносят его в ходжок (фамильно-имущественная книга или подворный список). Таким образом, он становится членом семейного клана. С этого момента родители берут на себя обязанность вырастить, воспитать и охранять свое чадо. Как только ребенок становится взрослым, получает специальность, создает свою семью, он автоматически выходит из семейного ходжок. Но это вовсе не означает, что прерываются родственные отношения. Когда возникли ходжок и генеалогическая книга дёкбо? Что появилось раньше? По данным японских исследователей, ходжок появилась во времена объединения трех государств. Самой древней считается книга семейства Гвон (Бон -- Андон) и Рю, ведущие свою родословную с XV века, со времен государства Чосон. Но все-таки большинство ученых склонны считать, что имущественная книга появилась раньше генеалогической. Какие записи велись в родословной книге периода Чосон? В нее были внесены имена трех поколений прямых родственников, а также боковых (близких родственников - братьев и сестер родителей) и престарелых родственников, живущих в одном доме. Позже в этой книге появились подробные записи об имуществе, профессии семейного клана. Кроме того, родословную нить можно было проследить по Надгробным дощечкам, на которых записывались имена предков. Далекие предки жили скученно. Семейные кланы в основном занимались земледелием. Управлял семьей глава клана. Начали записывать дату таких событий, как рождение ребенка, женитьба, смерть стариков. Отсюда берет свое начало генеалогическая книга-дёкбо. С развитием общества такая книга стала носить более значимый социальный характер. Вначале "дёкбо" предназначалась для семейной записи. Но постепенно туда стали записывать имена тех, кто был связан кровными узами. Обычно туда вносили имена предков, затем уже детей, внуков и правнуков. Позже стали вписывать имена родственников со стороны жены. В дёкбо записывается фамилия, бон, родоначальник фамильной династии в течение многих лет. Между прочим, дёкбо впервые появилось в королевских семьях. Там записывались только прямые наследники, рожденные от законной жены. А дети от наложниц отмечались в отдельной книге, и потому они не могли претендовать на королевские блага. Дёкбо появилось в Корее не случайно. Это государство веками внушало своим законопослушным гражданам, что обязательно нужно относиться с чувством почтения и уважения к своим предкам и нельзя позорить фамилию. В народе считалось, что поступки семейных династий обязательно могут отразиться на дальнейшей судьбе того или иного потомка.


Источник: http://korea.nm.ru/korea/26/26.html
Категория: 1.4. Корейские фамилии и имена | Добавил: Vlad (16.11.2008)
Просмотров: 20455 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.2/6
Всего комментариев: 1
1 Угай Станислав Максимович   (14.09.2009 13:58)
г Владивосток

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]