Главная » Статьи » 1. История, культура и др. Кореи и СНГ. » 1.6. Традиции и обычаи в Корее

1.6.03. Образ жизни в Корее. ч.2
   Свадьба


   К бракосочетанию предки наши относились весьма ответственно. Они считали, что бракосочетание - это не просто соединение двух судеб, а церемония, имеющая определенный философский смысл. Бракосочетание - это закон природы, гармония инь и янь, т.е. мужского и женского начал, принцип существования жизни. Для продолжения рода нужно создавать пары и тогда новый человек появляется на свет. Таким простым был постулат наших далеких предков. Заключив брак однажды, супружеская пара должна жить вместе, деля радости и горести, что называется до цвета "корней лука". О разводе не могло быть и речи. В старину говорили: "Человек, не познавший семейную жизнь, не попадает на тот свет". Обязательным условием бракосочетания являлось благословение отца и матери. В Корее до сих пор родители обязаны не только растить и воспитывать своих детей до совершеннолетия, но также несут ответственность за устройство семейной жизни молодых. Желая им счастливого брака, родители часто прибегают к помощи предсказателей. В старину в Корее женились рано: мальчики в 12 лет, а девушки выходили замуж в 16. По возрасту жена всегда была старше супруга, и нередко она, в буквальном смысле, нянчилась с благоверным, пока он рос. В основном, такие причуды наблюдались в аристократических семьях. Люди победнее заключали брак в возрасте до 20 лет. В Корее долгое время бытовало строгое разделение не только по социальному происхождению, но и по половому признаку: мальчикам и девочкам старше 7 лет не разрешали находиться в одном помещении. Общение с противоположным полом было строго регламентированно. А если молодые влюблялись? Так что же? Влюбляйтесь на здоровье! Но при заключении брака не обращали никакого внимания на чувства девушек и юношей. Родители сами выбирали вторую половину для своих детей в соответствии с интересами рода, не спрашивая их мнения. Эта общепринятая мораль не нарушалась веками. Живя вдали от исторической родины, мы подзабыли наши старинные обычаи, которые передавались из поколения в поколение. Мы устраиваем свои свадьбы по-современному, упрощенно и прагматично. Но по возможности не плохо было бы вспомнить и восстановить некоторые традиционные ритуалы, так как в них заложен глубокий смысл. Как справляли свадьбы наши предки? Сватовство было наиболее важной церемонией. Сваха помогала встретиться молодым, а затем с согласия родителей устраивали и свадьбу. В старину существовали профессиональные свахи, но в большинстве случаев роль посредника играл один из родственников будущих молодоженов. Цжунмэ-посредничество включало несколько традиционных процедур. Одна из них - исследование четырех столпов молодых людей, т. е. предсказание судьбы будущей супружеской пары (сопоставлялись даты рождения, год, месяц и час, изучались внешность жениха и невесты). Если все четыре столпа соответствовали, то считалось, что жених очень многого добьется в жизни. Главную роль здесь играла гадалка, которая предсказывала: совместима ли будущая пара для совместной жизни? Эта процедура называется гунхап. После того как прошли проверку столпов и гунхап, переходили к следующему не менее сложному этапу - помолвке. Через посредника отец жениха посылал в дом невесты послание-предложение, в котором излагалась готовность породниться. Обычно письмо складывалось в пять раз и помещалось в большой конверт. На лицевой стороне конверта указывались фамилия и имя отца жениха, а на обратной стороне выводилось слово "гынбон". Его обматывали красными и синими нитками, а затем заворачивали в красный платок и передавали адресату. Родители невесты, получив данное послание, тут же отправляли ответ с согласием о выдаче дочери замуж. В настоящее время в Корее, сохраняя некоторые традиции свадебных обрядов, обе семьи собираются в доме невесты или в ресторане. Молодые обмениваются подарками. Семье невесты вручается лист, изготовленный вручную из рисовой бумаги, где записаны четыре столпа жениха. За день до свадьбы семья жениха посылала подарок для невесты. Такой подарок назывался набпхе или едян. Он состоял из двух отрезов шелковой ткани розово-красного и сине-голубого цветов. Они символизировали небо и землю, а также два начала: мужской и женский. Ткани предназначались для шитья двух комплектов юбки и кофты (чима, чогори). Подарок помещали в специальный короб. В некоторых местностях, кроме ткани, клали также и ювелирные украшения. В старину коробдоставляли слуги-скоморохи. Теперь его приносят близкие друзья жениха. Короб доставляли в вечернее время и на всю улицу были слышны шутки и прибаутки носителей короба (хам). Они пели и кричали: "Хам сасеё! Хам сасеё!" (Купите короб! Купите короб!). Посланцы не отдавали короб до тех пор, пока со стороны невесты или ее родители не подносили водку с закуской. Сейчас нередки случаи, когда откупаются деньгами. Затем, шутя, все вместе открывали короб и рассматривали его содержимое. Раньше свадебная процедура была общим праздником веселья, в котором принимала участие вся деревня. В старину в Корее церемонии набпхе и чинен (первое знакомство жениха и невесты) проводились отдельно, но потом их отмечали вместе. Проводились две свадьбы. Сначала в доме невесты, куда жених направлялся в сопровождении родственников и друзей, а затем уже в доме молодожена. Если невеста жила в другом селении, свита жениха отправлялась туда до рассвета, чтобы прибыть накануне торжества. Обычно делегацию возглавлял человек, ловкий в словах и обладающий большим чувством юмора. Его называли "сангэк" (высокий гость). В Северной Корее такого человека величают "усикун".Роль сангэка мог выполнять дедушка или отец жениха. Если таковых не было, то эту роль на себя брал самый старший дядя жениха. В свиту входил человек, который нес короб, и слуги-скоморохи. Группу сопровождения дополняли и другие люди, которые назывались "хугэк" (второстепенные гости). Численность "группы поддержки жениха" была всегда нечетной. Сангэком мог быть только мужчина, но ни в коем случае не разведенный или вдовец. Сангэк имел право ехать на коне, так же как и жених, а остальные члены процессии шли пешком и не входили в состав официальной свиты. С собой они брали паланкин (кома) для невесты. Представительную делегацию торжественно встречали в доме невесты. Жениха и его сопровождающих размещали в специальном помещении, арендованном на время свадебных церемоний. Этот дом должен был находиться поодаль от дома невесты. Уставших гостей кормили и поили, давали отдохнуть с дороги. Наутро жених, переодетый в свадебный наряд самок вандэ в сопровождении сангэка, входил в дом невесты. В начале происходила церемония вручения подарков. В старину в богатых домах для этой цели была отведена специальная комната. В ней ставился небольшой столик, на который клали подарок. Обычно миссию вручения подарков брал на себя тот же сангэк. Принимала подарок пожилая женщина, одетая в специальный свадебный наряд, символизирующий счастье молодых. Получив такой короб, она громко вскрикивала: "О, вы принесли много счастья в этот дом!". Затем подходила мать невесты и открывала короб. Взяв в руки отрез материи и развернув его, от всей души благодарила человека, несшего на себе этот предмет. В знак благодарности она давала ему деньги и приглашала к столу. Свадьбы обычно устраивали во дворе дома. Натягивали большой тент, изготовленный из конопляного холста, а на землю стелили широкие соломенные маты. Для жениха и невесты отводили почетное место, отгороженное ширмой -т бёнпхун. В середине комнаты устраивали большой праздничный стол. Посередине ставили два подсвечника с горящими свечами, цветочную вазу, где были вставлены сосновые и бамбуковые ветки, символизирующие вечную молодость, каштаны и финики, рис, курицу, завернутую в платочек, нитки красного и синего цветов, два черпака, изготовленных из высушенных половинок тыквы. Кстати, атрибуты на свадебном столе отличались в зависимости от местности и условий жизни устроителей свадьбы. Итак, жених заходил в дом. Его принимал шафер и отводил в специально отведенное для него место. Роль шафера мог играть отец невесты. В свадебном ритуале участвовал еще один ответственный человек. Он заносил в дом деревянного журавля и передавал в руки жениху. Молодой человек брал птицу двумя руками и ставил ее перед входом в комнату любимой и дважды кланялся. Этим он выражал свое уважение семье невесты. Мать брала в руки журавля и заносила в комнату. Этот ритуал получил название "чон анне". Почему жених преподносил невесте именно журавля? В старину жених должен был дарить живого журавля, чтобы молодые, соединив свои судьбы, до конца жизни сохранили верность и любовь, подобно этим птицам. В некоторых местностях Кореи будущая теща брала журавля в руки и резко бросала его на пол. Считалось, если журавль, не падая, вставал на ноги, то невеста должна была родить первенца мальчика, если падал на бок, то родит девочку. Пока жених стоял лицом на восток, выходила невеста. Они становились друг против друга и омывали руки. После этого жених и невеста становились на циновку. В начале невеста делала два поклона, а жених отвечал одним. При этой церемонии невеста должна была смотреть на жениха и делать два земных поклона. А жених отвечал лишь полупоклоном, при этом его ладонь правой руки ложилась на тыльную сторону левой руки. В таком положении обе руки он поднимал до уровня глаз. Этот ритуал повторялся дважды и назывался "гоберэ". Следующая процедура называлась "хапгымре". В знак "клятвы на 100 лет" жених и невеста выпивали суль, обмениваясь чарками. Пробовали напиток три раза из маленькой чашки, изготовленной из дерева дерон, символизирующего супружеское счастье и единение душ. Первую чашку выпивали в знак благодарности и почтения предкам. Ее наполняла невеста и преподносила жениху. Вторую чашку пили и жених и невеста по отдельности. Чашку наполнял жених. Третью чашку он и она выпивали из одной посуды. После окончания этих сложных церемоний невеста уходила в свою комнату. Вслед за ней удалялся и жених в специально отведенную комнату, чтобы переодеться в одежду, сшитую в доме избранницы. Через некоторое время участники церемониала собирались за большим свадебным столом. Обычно с этого стола собирали блюда для отправки в дом жениха. Такой стол назывался "юсын сан" (большой стол). После пиршества в доме невесты сангэк прощался с родственниками невесты и возвращался домой. А жених с невестой только на третий день отправлялись в обратный путь. С наступлением ночи новобрачные удалялись в комнату, где наконец-то могли побыть одни. Туда заносили небольшой стол с едой и водкой. Здесь снова молодые обменивались чарками. Жених по обычаю должен сначала снять с невесты головной убор, затем развязать ленты-завязки с ее верхней одежды (дегори) и снять с нее только один носок. Затем он гасил свечу, ни в коем случае не задувая ее (считалось, что вместе с выдохом уходила удача). Тушил ее специально приготовленной палочкой. Войдя в комнату, молодожены не могли покинуть ее до восхода солнца. Всю процедуру уединения молодых бесцеремонно подглядывали близкие родственники и друзья, при этом, балагуря и шутя, делали дырочки в бумажных дверях (в старину окна и двери оклеивали бумагой, изготовленной из волокнистого льна -мунпхунди). Самые нахальные позволяли себе засунуть длинную палку в такой проем и откинуть одеяло новобрачных. А новобрачные должны были молча мириться с подобными выходками родственников, ибо это тоже входило в свадебный ритуал. На другой день после свадьбы новобрачная рано вставала и готовила сама рисовую кашу или токгук -суп с клецками. После легкого завтрака новобрачный отправлялся с визитом вежливости к родителям и близким родственникам невесты. В доме невесты проводилась еще одна не менее забавная церемония. Она называлась "церемонией нового зятя" (доно санг лэ). По-другому, ее можно назвать "обработкой" или" экзекуцией" новоявленного родича. Обычно собиралась местная молодежь и устраивала жениху проверку на грамотность и стойкость. В письменном виде жениху задавали вопросы, которые были не из легких, зачастую с "подковырками". Если жених был не в состоянии ответить на такие вопросы, то он расплачивался деньгами или водкой. Если учесть то, что в Корее женились очень рано, то естественно, юному жениху трудно было справиться с такой задачей. Обычно помогал ему кто-то из близких сердобольных родственников со стороны невесты. Несмотря на такую помощь, жених почти всегда проигрывал в умственном состязании и заранее должен был запасаться немалым количеством денег и спиртного. Вечером того же дня жениха ожидало более суровое испытание. За свою неграмотность или скупость его подвешивали вверх ногами к потолку (зачастую вместе с незадачливым помощником) и нещадно били палкой по пяткам. Экзекуция продолжалась до тех пор, пока новобрачный не выполнял все требования мучителей. Итак, день свадьбы в доме невесты ему запоминался надолго. Такова была церемония посвящения в женихи. Правда, подобные несколько диковатые, но забавные сцены наблюдались в основном в сельской местности. И сейчас в некоторых деревнях Кореи и на Сахалине проводят подобные церемонии. Но они носят символический характер. Наутро новобрачные в сопровождении отца или дяди невесты, а так же группы людей, которые дарили подарки, отправлялись в дом жениха. Раньше невесту несли в паланкине. Процедура первого посещения невестой дома жениха назывался "синхэн". Ее также сопровождали сангэк и члены свиты, и численность последней должна была превосходить свиту жениха. Число сопровождавших было нечетным. Свиту возглавлял отец, но вместо него эту миссию мог выполнить самый старший из дядей невесты. Невесту должна была сопровождать молодая женщина (сумо) из числа близких родственниц. В качестве сумо могла быть тетя со стороны отца или матери девушки. Свиту невесты торжественно встречали, и гостей с почетом отводили в специально оборудованное помещение. Невеста по прибытии в дом жениха сходила с носилок и наступала на мешок с рисом. Дорожку, по которой должна была идти невеста, устилали хлопчатобумажным ковром. Перед тем как войти в дом, невеста и ее сопровождающие должны были перешагнуть через горящий костер или пройти между кострами. Их жгли из серой рисовой соломы. Такую процедуру проделывали, с одной стороны, чтобы вместе с пришельцами в дом не проникли злые духи, а с другой, - она носила санитарно-гигиенический характер. После того как невеста вышла из паланкина, на крышу закидывали соломенный коврик, на котором она сидела. Тем самым оповещали всех, что невеста приехала в дом будущего мужа. Этому знаку придавали большое значение, потому как бывали случаи, когда жених возвращался, несолоно хлебавши без невесты. По прибытии жених заводил невесту в специально отведенную для нее комнату. Невеста должна была сидеть смирно, низко склонив голову. Поднимать голову в присутствии других считалось дурным тоном. К ней заносили небольшой столик, чтобы она могла перекусить с дороги. Свадьба в доме жениха проходила в три этапа. Этап первый: невеста принимала большой свадебный стол. Для сангэка стол готовили отдельно. За праздничным столом сидели в основном ее сверстницы из числа родственниц жениха. Молодые женщины всячески обхаживали ее. Обычно в таких девичниках жених не принимал участие. Женщины собирали с праздничного стола разные яства для отправки в дом невесты. Этап второй: войдя в дом мужа, новобрачная делала большой поклон перед духом предков. В комнате, где хранится домашний алтарь в вицехонбэк (деревянная коробочка для хранения поминальной таблички), она становилась на колени и делала глубокий земной поклон. Этап третий, самый запоминающийся, это процедура принятия снохи в семью мужа, который назывался "пхэбэк". Со временем исчезли или упростились многие церемониалы, но лишь пхэбэк остался почти в первозданном виде. Кстати, этот обряд проводится в Корее и в настоящее время во дворцах бракосочетаний. Пхэбэк - ритуал знакомства невесты с семьей будущего мужа. Невеста в этот день должна преподнести свекру финики, а свекрови - курицу или другой мясной продукт (чаще всего тонко нарезанное вяленое мясо). После этого она кланялась родителям жениха. Кстати, невеста должна была поклониться вначале свекру, если даже у него были бы живы родители. Затем по старшинству она кланялась всем родственникам. С ровесниками могла поздороваться легким поклоном. Получив земной поклон от будущей снохи, свекор бросал ей на подол финики, а свекровь - кусок мяса. Финики символизировали благополучие детей, а мясо подразумевало, что родители заранее прощают небольшие промахи невесты. В каждой местности, в любой семье существовали какие-то различия в проведении этого ритуала. Но в последнее время в Сеуле обязательными продуктами на праздничном столе стали тонко нарезанное вяленое мясо, финики и гудельпан (национальное блюдо из восьми закусок и соуса к ним). Во время церемонии пхэбэк невеста всем родственникам делала подарки, которые заранее приготовила в отчем доме. В свою очередь, родственники, получившие от невесты поклон и подарки, должны были пригласить ее в свой дом и сделать ответный подарок. Приглашенные на свадьбу люди обычно приносили будё (материальная помощь в виде денег в конверте). После того, как закончились все свадебные процедуры, новобрачная должна встать раньше всех и, принарядившись, снова делала поклон свекру и свекрови. Таким образом молодая в течение трех дней демонстрировала свое почтение. После этого новобрачной разрешалось отдохнуть, и она не принимала участие в работе на кухне или по двору. В сопровождении свекрови она наносила визиты к своим новым родственникам. Будничная жизнь начиналась на четвертый день после свадьбы. Осенью после сбора урожая женщина могла навестить отчий дом. Туда она везла продукты с нового урожая, чтобы угостить свою родню. Но бывало и так, что молодожены наносили свой визит и через неделю после свадьбы. Вот так справляли свадьбы наши предки. В настоящее время, даже на исторической родине редко увидишь традиционную свадебную церемонию. Красочный свадебный наряд, деревянный журавль, ёнди (красная точка на лбу невесты) и гонди (алая краска на губах и щеках у новобрачной), смиренность и покорность невесты - все эти атрибуты свадебных церемоний ушли в прошлое и их можно увидеть разве что на театрализованных представлениях. Урбанизация и влияние Запада не могли не сказаться на традицию бракосочетания. Теперь продолжительные по времени и сложности процедуры настолько упростились, что в больших городах Кореи молодые сочетаются браком в течение каких-то 20-30 минут. Приданое невесты Наши предки презирали человека, который строил свои расчеты на богатое приданое невесты. Не принято было интересоваться имущественным положением будущей второй половины. В старину, когда даже не хватало продуктов питания, устроители свадьбы могли израсходовать несколько мешков риса. Особенно трудно это было сделать в неурожайный год. И люди стали устраивать свадьбу по своему достатку. Родители, у которых дочь на выданье, заранее готовили одежду, постельные принадлежности и домашнюю утварь. Обязательно нужно было подготовить паланкин для отправки дочери в дом жениха. Были такие бедные семьи, которые не могли обеспечить для дочери не то что паланкин, а даже сменное белье. В богатых домах родители покупали для дочери несколько десятков комплектов верхней и нижней одежды. Кроме того, шили для нее несколько десятков шелковых одеял. Во времена Чосон правитель государства по случаю большого праздника или же массовой эпидемии болезни объявлял амнистию для заключенных и заодно одаривал бедных женихов и невест подарками. Обычно в семьях среднего достатка родители жениха отправляли в дом невесты садюданджя (данные о женихе и вместе с ним шелковую ткань для женского дегори, а также, кольцо из серебра или из другого драгоценного металла). Некоторые богатые родители могли бы во время чима яндан (церемония отправки подарков невесте) положить в короб и несколько отрезов ткани и колец. Но они ограничивались лишь отрезами ткани для двух нарядов, боясь злых языков. Существовала традиция, когда в доме невесты шили одежду для возлюбленного. Говорят, что раньше со стороны невесты не дарили подарков родственникам жениха. Но потом стало устойчивым правилом, когда невеста входила в дом избранника, она обязательно должна задаривать всю родню жениха. Меняются времена, меняются традиции. А как обстоят дела сегодня? Без определенных расходов не обходится ни одна свадьба. В наше время состоятельные люди в качестве приданого дарят новобрачным респектабельную квартиру и в придачу дорогую машину. Коль уж так богаты родители, что только не сделают для любимых чад?! Но бывают случаи, когда некоторые отцы и матери, не имея за душой ничего, из кожи лезут вон, чтобы устроить свадьбу не хуже соседа и влезают в долги. Такой принцип, несомненно, наносит большой вред молодым, ибо после шумной свадьбы им приходится рассчитываться с долгами. Сейчас в больших городах в Корее стороны жениха и невесты заранее обговаривают условия обеспечения молодых необходимыми вещами. Так, например, родственники жениха покупают телевизор, холодильник, кровати, обеспечивают арендную плату квартиры, а близкие невесты -- кухонную мебель, стиральную машину, бытовые электроприборы. В настоящее время самым практичным и распространенным подарком стали деньги. За деньги можно купить все и даже съездить в свадебное путешествие. Но тем, кто придерживается старинных обычаев и традиций, рекомендуется дарить следующие вещи: родителям жениха неплохо сделать в подарок корейскую национальную одежду. Младшим его братьям и сестрам можно преподнести парфюмерию, школьные принадлежности. А дядям и тетям жениха обычно дарят шелковые одеяла. Под звуки марша Мендельсона В отличие от наших соотечественников на исторической родине, мы живем в многонациональной стране. У нас довольно часты смешанные браки. Окружающая нас многие десятилетия среда и люди, которые живут рядом, наложили некоторый отпечаток на проведение свадебных процедур. Но, когда женятся молодые корейцы, то непременным условием для заключения брака является то, чтобы они не принадлежали к одному бону. Если молодые люди относятся к разным экзогамным группам, то не будет никаких препятствий для официального заключения брака между ними. Кстати, современную корейскую свадебную процедуру наиболее подробно и интересно описал ученый, кандидат исторических наук В.С. Цой в диссертационной работе "Современная культура и быт корейцев Казахстана", материалы которого мы использовали в этой главе. В современной корейской свадьбе сохранились некоторые элементы старинного обряда. Обязательно присутствуют сватовство, досвадебный вечер или помолвка - яюсонсик, договор о проведении свадьбы - чхонъчи и торжество в доме невесты в день свадьбы, затем переезд молодых в дом жениха. Рассмотрим подробнее свадебные церемонии, проводимые казахстанскими корейцами в наши дни. Прежде всего, в семье будущего жениха проводят семейный совет и в определенный день идут в дом невесты. Обычно собираются родители или близкие родственники жениха и обязательно друзья, которые хорошо знают семью невесты. Количество членов такой свиты должно быть нечетным. С собой они берут подарки (парфюмерию, отрезы материи, украшения) для невесты. В настоящее время обязательным атрибутом для посещения дома невесты стали цветы. Войдя в дом невесты, гости рассаживаются по одну сторону стола, а хозяева - по другую. В это время жених находится на улице, дожидаясь благополучного исхода переговоров. Родители невесты, выслушав предложение гостей, вызывают свою дочь и спрашивают: согласна ли она выйти замуж? Обычно разговор заканчивается согласием и тогда в дом приглашают молодого человека. Жених становится рядом с невестой. Родители торжественно сообщают о своем решении соединить судьбы молодых, затем устраивается небольшое застолье, где стороны договариваются о дате помолвки. Будущая невеста не участвует в застолье, а уходит к себе. Жених должен прислуживать за столом. Примерно через месяц после этого события устраивается официальная помолвка. У нас данная процедура называется "чхоньчи" или по-литературному "якхонсик" (договор о свадьбе). Якхонсик проводят в доме невесты. Но все расходы для проведения малой свадьбы берут на себя родители жениха. Они должны позаботиться о праздничном столе и подарках для невесты. В отличие от старины в настоящее время во время застолья жених и невеста находятся вместе, и они всячески пытаются угодить гостям. Кстати, на этой церемонии должны собраться все родственники жениха, с тем, чтобы невеста смогла выяснить, сколько подарков нужно готовить. Якхонсик проводят во второй половине дня. В этот день родственники жениха и невесты договариваются о дате свадьбы. Как и другие народы, корейцы стараются справлять свадьбы осенью. Этот сезон считается наиболее удобным, поскольку в это время уже собран весь урожай с полей и можно позволить себе отдохнуть. Нередко после якхонсик молодые живут вместе, у них рождаются дети. В таких случаях во время свадьбы для детей ставят специальный столик с угощением. Если молодая ждет ребенка, то для будущего новорожденного угощение ставят под стол супругов. В последнее время процедура до свадебных обрядов упростилась, и родители молодых совмещают первоначальный сговор и якхонсик. Но, несмотря на некоторую упрощенность проведения свадебных церемониалов, и обрядов, корейцы проводят торжество пышно и с большими затратами. Немалые деньги уходят на приготовление традиционных блюд, подарки всем родственникам. У дома невесты сватов встречают ее родственники. Но они не пропускают сразу жениха в дом, а требуют выкуп. Лишь после внесения выкупа жениха пропускают к невесте. В доме гостей встречают близкие родственники и ведут к праздничному столу. Жених и невеста выходят к гостям и садятся за стол. Родственники невесты обычно не садятся за стол. Они следят за обслуживанием гостей. Итак, наступает день свадьбы. Рано утром жених, принарядившись, должен преподнести рюмку родителям и близким родственникам. Для этой цели используют небольшой столик, который накрывают едой и водкой. Он берет наполненную рюмку и поочередно, по старшинству (дедушке, бабушке, родителям т.д.), подает ее и кланяется. Родственники говорят напутственные слова жениху, который отправляется в дом невесты. Вместе с женихом в дом невесты отправляется свита, состоящая из 5-11 человек (родственники, друзья семьи). Возглавляет такую делегацию кто-то из старших родственников, отличающийся красноречием. Кроме того, он должен хорошо знать все церемониальные процедуры, чтобы не попасть впросак при проведении свадебных обрядов. У жениха в руках цветы и небольшой подарок для невесты. При подходе к дому невесты свиту встречают родственники девушки. И тут начинается забавная сцена. Родственники невесты делают вид, что не хотят впускать в дом людей, пока она не отдадут выкуп. Шутливая словесная перепалка длится недолго и родственники жениха откупаются спиртными напитками, которые при желании родственники и друзья жениха и невесты могут сразу распить около свадебной машины. В доме гостей встречают родственники невесты и их уже ждут накрытые столы. Жених должен пройти в комнату невесты. Обычно в таком помещении находятся близкие подруги или же одна из родственниц, которая должна сопровождать невесту в дом жениха. Жених с невестой выходят из комнаты к гостям и садятся за свадебный стол. Далее события развиваются по заранее подготовленному сценарию. В настоящее время свадьбу проводят в ресторанах и редко в домах. Обычно свадьбы в ресторанах ведет профессиональный тамада. Если свадьба проводится дома, то из гостей выбирается хведян (председатель), который руководит первоначальным церемониалом. Он знакомит гостей с женихом и невестой, а также представляет всех родственников с обеих сторон. Кстати, на столе перед женихом и невестой должен стоять петух, украшенный красными и зелеными нитями со стручком красного перца в клюве. Эта птица символизирует счастье и вечную любовь будущих супругов. Напомним: в старину таким символом был журавль. На свадебном торжестве гостей принято обслуживать самым близким родственникам. Иногда в сельских местностях, где есть грамотные старики, хорошо знающие корейские национальные обычаи и письменность, осуществляется церемония кхын гыл (большое писание). Это своего рода выдача брачного свидетельства. На чистом листе с правой стороны пишут данные о женихе: год, месяц, день и час рождения. Такие же данные о невесте вносят на левую сторону листа. Затем указывается дата свадьбы. Подписываются молодые, а также их родители. Такой документ складывают вчетверо, закалывают иглой, причем в нее вдевают нити трех цветов (красного, зеленого и желтого, а иногда голубого), а затем обматывают. По словам знатоков, красный цвет символизирует любовь, зеленый - вечную молодость, а желтый -счастливую семейную жизнь. Свадебное торжество обычно продолжается недолго, так как его продолжение должно состояться в доме жениха. По команде распорядителя свадебных церемоний молодожены встают из-за стола и прощаются с гостями. Для родственников жениха и невесты накрывают специальный столик. Молодые наливают рюмку и подают поочередно всем старшим родственникам и делают поклон - дел. В дом жениха невесту должны сопровождать также представительная свита, причем количественный состав ее должен быть больше, чем близкие и родные жениха. И тут число сопровождающих должно быть нечетным. Невеста едет в дом жениха с приданым. При погрузке и разгрузке приданого должны участвовать одни и те же люди - родственники невесты. К приданому не должен прикасаться посторонний человек. При этом соблюдается еще одно непременное условие: приданое ни в коем случае не должно ставиться на землю. Свиту невесты возглавляет кхын усикун (большой или старший сват) и одна из влиятельных родственниц, которая везет зеркало, завернутое в ткань. Сейчас, чаще всего по дороге к дому жениха процессия заезжает в ЗАГС, где официально регистрируется брак. При подъезде к дому жениха опять повторяется сцена выкупа, которая происходила около дома невесты. Усикун выходит из машины и останавливает весь кортеж. Он требует выкуп (чаще всего спиртное) у вышедших встречать гостей. Родственники выносят заранее накрытый столик со спиртным и закуской и угощают гостей. С шутками и прибаутками близкие и родные закатывают машину во двор дома. Обычно от дома к автомашине стелят дорожку. А перед дверцей кладут мешок риса. Невеста, выходя из машины, должна наступить на этот мешок. Она входит в дом, стараясь не наступать на дорожку. Этим она якобы проявляет бережливость. Жених идет рядом с невестой, поддерживая ее. Родственница -- сумо, которая везла зеркало, с особой почтительностью передает его матери невесты. Зеркало символизирует покорность невесты. Вот что пишет о зеркале Л.В. Мин: "Вместе с приданым родители невесты обязательно давали ей зеркало, чтобы она вручила его свекрови, когда будет переступать порог дома жениха. По поверью, одни считают, что лучи света, отражаясь от зеркальной поверхности, так же светло и ярко будут озарять весь жизненный путь молодых. И с приходом невесты дом жениха станет богаче, так как в зеркале отражаются все вещи, соответственно удваиваясь. Другие находят этому психологическое объяснение: невеста подает зеркало лицевой стороной свекрови, как бы прося ее: "Какой веселой, доброй ты видишь себя сегодня в этом зеркале, встречая меня, оставайся такой же по отношению ко мне всегда". Затем жених и невеста входят в дом и садятся за праздничным столом. Молодые наливают рюмку и по-старшинству преподносят близким родственникам жениха. Притом каждый раз должны делать поклон, выражая тем самым свою благодарность. Затем слово предоставляется жениху. Он благодарит всех присутствующих за то, что участвуют на его свадебном торжестве. Во время застолья гости могут попросить жениха и невесту спеть. На свадебном вечере для пожилых людей подарок от невестки, дают ей деньги. В этот день накрывают столы родственникам. На третий день новобрачные в сопровождении близких и родных жениха навещает дом родителей невесты. С собой обычно берут спиртное и закуску. Родители невесты должны накрывать праздничный стол и угощать зятя и сватов. Практически впервые в этот день встречаются родители и родственники молодых за праздничным столом, поэтому данному ритуалу придается особое значение. В тот же день родственники мужа уезжают к себе домой, а молодые остаются в доме невесты. На другой день обычно возвращаются в собственную квартиру или же, если таковой не имеется, в дом родителей мужа. В настоящее время в большинстве случаев свадебное торжество в доме невесты и переезд в дом жениха, а также застолье в нем происходят в один день. У корейцев в результате многолетнего взаимовлияния культур и обычаев с русским народом появилась традиция кричать на свадьбах: "Горько!" Итак, в современной корейской свадьбе сохраняются основные этапы старинного обряда: начиная со сватовства, кончая испытанием жениха в доме невесты. У казахстанских корейцев принято обязательно проводить свадебные процедуры даже по истечении многих лет. Мы были свидетелями свадебной процедуры, которую проводила немолодая чета, не сумевшие в силу некоторых обстоятельств справить ее в свое время.

 



Источник: http://korea.nm.ru/
Категория: 1.6. Традиции и обычаи в Корее | Добавил: Vlad (16.11.2008)
Просмотров: 5333 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]